18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Кафтан — современник Петра I обрел вторую жизнь

В Эрмитаже завершилась реставрация предметов одежды, поднятых со дна Балтийского моря во время археологических исследований торгового судна, затонувшего в Выборгском заливе в 1724 году

Подводные раскопки в акватории Финского залива, в частности пролива Бьёркезунд, ведутся уже давно: с 2003 года здесь работает экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества. Тут, на глубине около 50 м, и лежит корабль «Архангел Рафаил». В конце 1724 года это немецкое торговое судно, шедшее из Санкт-Петербурга в Любек с грузом сала и юфти, потерпело крушение в Выборгском заливе. Вся команда смогла спастись, но раздавленный льдами корабль затонул.

Уже в наше время в числе ценных артефактов на поверхность было поднято много бытовых предметов и хранившаяся на борту одежда. Среди них были шерстяной кафтан и штаны — рядовые вещи, но именно поэтому они встречаются редко. Костюм был пропитан разлившимся при кораблекрушении дегтем, который в сочетании с водой послужил хорошим консервантом (без дегтя ткани в воде вряд ли могли сохраниться). Именно сохранность делает находку обыденных вещей 300-летней давности явлением почти уникальным.

В середине 2014 года поднятые с морского дна предметы (кроме кафтана и штанов, это полотняный мешок и кусок корабельного каната), поступили в лабораторию научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, созданную в Эрмитаже еще в 1938 году. Именно здесь усилиями химиков, биологов и реставраторов они были восстановлены.

По словам руководителя лаборатории Марины Денисовой, кафтан из тонкого шерстяного сукна горчичного оттенка на подкладке был сделан, скорее всего, в Германии в самом конце XVII — начале XVIII века. Верхнюю одежду, которая придется впору современному человеку 50–52 размера, отличает отменное качество материала. Владелец носил кафтан не один десяток лет. При его жизни потертая и заношенная до дыр вещь не раз подвергалась бережной починке: штопка XVIII века сделана другими материалами и разными руками. Вполне возможно, перекраивались рукава кафтана. Под мышками заменены выношенные куски ткани, а разрыв на локте зашит льняной нитью через край и явно мужской рукой (должно быть, хозяин зацепился за что-то рукавом). По фасону того времени пуговицы и петли разделялись на рабочие и декоративные: по борту кафтана шло 20 пуговиц, на которые он застегивался, остальные были пришиты «для красоты», а на клапанах карманов такое соотношение было три к четырем. Сохранились все швы, и даже следы шва и запаса ткани на кармане, а также скрепки льняных нитей, фиксировавшие фалды.

В ходе реставрации кафтана главной задачей было удалить деготь, что потребовало длительного времени. Сотрудники лаборатории совместно с химиками из отдела научно-технической экспертизы разработали новую методику для его удаления. Вещь постоянно находилась в воде, которая периодически менялась, сначала деготь постепенно вымывался, а большие куски счищались с ткани шпателем, затем приступили к растворению химикатами. Как рассказала Марина Денисова, каждое утро в лаборатории начиналось с разгрузки химикатов и обработки предметов, которые на ночь оставлялись в воде. Химической очисткой реставраторы добились ожидаемого результата и, после того как вещи были высушены, перешли к укреплению тканей, пуговиц, петель. Тонкая, прочная и окрашенная в цвет памятника реставрационная нить проходит в толще сукна, определенным швом сцепляя разорванные фрагменты.

Новая технология была опробована на двух вещах. Рядом с кафтаном были найдены широкие штаны из плотной ткани, гораздо меньше пострадавшие от дегтя. Этот предмет тоже позволяет судить о владельце: кроме изначальной пуговицы и петли на поясе штанов, была грубо прорезана и обметана еще одна, самодельная — наверное, их хозяин похудел. Дополняет археологические находки пахнущий дегтем кусок каната и мешок, прошитый надежным швом и завязанный сверху. Задачей реставраторов было удалить с этих вещей плесень, а мешок высушить, не развязывая веревку, хотя все его содержимое высыпалось и на боках есть несколько разных заплат.

Важнейшая задача при реставрации тканей — зафиксировать сохранившийся предмет, уберечь от дальнейшего разрушения. Сейчас отреставрированные и законсервированные вещи, переданные на хранение в Эрмитаж Институтом археологии, вполне готовы к экспонированию.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+