18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тексты художника Олега Яковлева с рисунками Михаила Рогинского

Яковлев О., Рогинский М. Собачья жизнь одного художника и другие истории. Москва, 2013.

Книгу художника — livre d’artiste, как ее принято называть — надо сперва листать, а потом все же прочесть. Феномен livre d’artiste возник во Франции, в начале прошлого века благодаря знаменитому маршану и искусствоведу Амбруазу Воллару. Это французское изобретение восприняли художники «Русского Парижа»: Марк Шагал, Михаил Ларионов, Сергей Шаршун, Андре Ланской и другие.

Считается, что «книга художника» как жанр изжила себя. Доказательство обратного — книга двух современных «русских парижан» Михаила Рогинского и Олега Яковлева Собачья жизнь одного художника и другие истории. Такое грустно-озорное название взято из одного из абсурдистских рассказиков художника Олега Яковлева, дадаиста à la russe, живущего и работающего в Париже. Свои работы с их обаятельной шутейностью сам художник легкомысленно называет «каляки-маляки». Само собой, первую скрипку играет в этом дуэте художник Михаил Рогинский (1931–2004). Лейтмотив его живописи — лирико-трагический сарказм. Рогинский творил миф о «зловещности» — сказки, сходные с наваждени-ями Гоголя, Гофмана. Оттого знакомые вещи и предметы на его картинах обретают угрюмую мощь символа. Когда в 1978 году Михаил Рогинский эмигрировал с семьей в Париж, они сблизились с Олегом Яковлевым. Они были братьями по духу — и неудивительно, что судьба свела их на страницах общей книги. Однажды Олег Яковлев показал другу свои «постобэриутские» рассказики и стишки, посвященные абсурду советского быта. Рогинскому тексты понравились: они были созвучны ему по настрою. Он их проиллюстрировал. Так родился совместный проект, который ждал своего воплощения 30 лет.

После смерти Михаила Рогинского его вдова Нана решила во что бы то ни стало издать книгу. В 2013-м она вышла в Москве тиражом в 300 нумерованных экземпляров. Рисунки Михаила Рогинского — черно-красные, с текстами, переписанными от руки — образуют с забавными рассказиками Олега Яковлева органичное и озорное целое. Иллюстрации воспроизведены в технике шелкографии. Сегодня подобное издание — настолько редкий зверь, что не худо бы его записать в Красную книгу. ‡- Кира Сапгир

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+