18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Старомодная выставка к юбилею советского классика

К 100-летнему юбилею Евсея Моисеенко Научно-исследовательский музей Российской академии художеств открыл ретроспективную выставку в парадных залах академии в Петербурге. Однако должным образом представить художника эта экспозиция не смогла

Столетие одного из важных мастеров отечественного искусства второй половины XX века, Евсея Моисеенко, проходит до обидного незаметно. Художник впечатляющей биографии (питомец Академии художеств, участник войны, узник фашистского концлагеря, влиятельный мастер в Институте имени Репина, лауреат большинства государственных премий и званий), Моисеенко достоин большой выставки, которая в сложившейся ситуации могла бы парировать со стороны ленинградской-петербургской школы московское увлечение Гелием Коржевым и тем самым существенно дополнить картину развития искусства советского времени. К сожалению, нынешняя выставка не способна даже сформулировать эти важные вопросы.

Творческая карьера Евсея Моисеенко заняла четыре послевоенных десятилетия, которые представлены в музее — от диплома 1947 года «Генерал Доватор» до работ, созданных незадолго до смерти в 1988 году. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств обладает самой большой коллекцией произведений Моисеенко, и в парадные академические залы было вынесено все. Главные работы из собрания Государственного Русского музея, начиная с мощного реализма «Земли» (1964) и заканчивая декоративностью «Памяти поэта» (1985), тоже есть на выставке, но нет, например, хрестоматийной «Черешни».

Художник монументального по природе таланта, Моисеенко относится к тем авторам, кто способен высказаться полностью только в большом жанре и крупном формате. В его искусстве заметен разрыв между основными, штучными, картинами и множеством второстепенных вещей. Между тем экспозиция делает упор как раз на такие частности, как подготовительные этюды или живописные путевые зарисовки. Этот выставочный акцент нивелирует и принижает главное. Сказывается и отсутствие в музее приемлемого выставочного оборудования: так, большое трехметровое полотно освещается единственной настольного размера лампой.

Но даже неудачный экспозиционный формат дает понять, насколько разнообразным — и при этом созвучным послевоенному развитию европейского фигуративного искусства — художником был Моисеенко. В соцреалистических рамках ему ощутимо тесно. При всей советской изолированности от мирового искусства он творчески осваивает в живописи все этапы развития модернизма, начиная с Сезанна, унаследованного им от своего учителя Александра Осмеркина, и вплоть до неоэкспрессионизма.

Эта выставка, несомненно, будет полезна нынешним студентам Института имени Репина как пример высокой степени осознанности ремесла, ведь на живописном факультете давно не осталось преподавателей, сравнимых по силе и мощи с поколением, представителем которого был Моисеенко. Однако на то культурное значение, которого достоин этот большой художник, нынешняя экспозиция претендовать не может.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+