18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О Наталии Гончаровой во всей полноте

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом / Гос. Третьяковская галерея. М., 2013.

Каталог, приуроченный к большой ретроспективе художницы, охватил все жанры и периоды ее творчества. Кроме знаменитых хрестоматийных работ Гончаровой, в него включены малоизвестные и вовсе неизвестные, впервые показанные публике.

Каталог-резоне — это аннотированное собрание всех известных произведений художника. Если вопрос, надо ли делать «выставки-резоне», включающие максимально возможное количество работ, не имеет однозначного ответа, то каталог-резоне — безусловное благо. Особенно в случае, когда не только на рынке, но и в музейно-выставочном пространстве находится немало произведений художника, вызывающих сомнения в подлинности. Случай Гончаровой именно таков.

В каталоге представлено 456 произведений в разных жанрах: живопись, графика, работы для театра, книжные иллюстрации и эскизы платьев. Разного времени — от первых опытов начала прошлого века до последних работ, созданных в его середине. Наверное, это не полное собрание художницы, Гонча-рова всегда очень много работала, но полнее пока еще не было. Здесь, кроме знаменитых, хрестоматийных вещей, можно найти малоиз-естные и впервые показанные. Так что ценность издания очевидна.

Каждому из разделов книги предпослана статья, вводный творческо-биографический очерк написан куратором выставки Ириной Вакар. Она трактует жизнь Гончаровой в искусстве как поиск идентичности, осознание природы своего дарования, цитирует ее слова: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон, совсем не равноценны. […] Я совсем не европеец. Эврика».

Но Гончарова все время работала в чьих-то стилях, в этом ее упрекал еще Яков Тугендхольд в рецензии напервую выставку 1913 года: «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова […] а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое «я»?» (цитата приведена по статье Вакар). Заимствование художественных методов было для нее органично, а не трагично. Она работала, как другие, но оставалась узнаваемой и самобытной. Так что трагических метаний между Востоком и Западом у Гончаровой, половину отпущенной жизни проведшей во Франции, не было, драматургия выставки на противопоставлении русского и французского начал никак не выстраивалась. На качество каталога это обстоятельство, к счастью, никак не влияет. Недлинные тексты в нем ученые написали языком, любознательной публике понятным. Так что при всей своей полноте и научной описательности каталог, снабженный большим справочным аппаратом, вполне доступное и привлекательное издание. ‡- Ольга Кабанова

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+