18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Евгений Юфит

Основатель некрореализма и один из первых режиссеров «параллельного кино», скончался минувшим вечером в Петергофе на 56-м году жизни

Отец-основатель и самый известный представитель, пожалуй, самого странного и ни на что не похожего направления советского и постсоветского андерграунда, Евгений Юфит родился в 1961 году в Ленинграде. В начале 80-х годов прошлого столетия, будучи активным участником ленинградского андерграунда и подпольщиком по призванию, он стоял у истоков некрореализма — странного симбиоза кино, пластических искусств и неизбывного, весьма трепетного страха перед небытием. Точнее, так: смерть для некрореалиста не страшна — куда ужаснее затянувшийся период перехода и разложения, многими принимаемого за жизнь.

Художественный принцип некрореализма, ставшего одним из важнейших явлений советского и постсоветского нонконформизма, противопоставленный в самом названии соцреализму, концентрировал внимание на неразрывно сосуществующих реальности, жизни, бытии и некрореальности — лишенного жизни воспроизведения движений и процессов.

Сам художник в комментарии BBC по случаю открытия своей выставки в лондонской галерее Orel Art прямо называл некрореализм столкновением смерти и жизни. «То, что мы делаем, существует где-то посередине. Это территория сомнения, ассоциативной неопределенности, это искусство, которое отсылает к глубинным эмоциям. В эти фильмы нужно войти, попасть в их ритм, и тогда они затягивают», — говорил он.

«Параллельное кино», главнейшей составляющей которого и стал некрореализм, работало на стыке сюрреализма, драмы абсурда, соц-артистской пародии и того, что в перестроечные годы называлось «чернухой». Именно тогда к группе ленинградских панков присоединились лидер «Автоматических удовлетворителей» Андрей Панов. Позднее к некрореалистам примкнули Андрей Мертвый (Курмаярцев), Евгений Дебил. В середине 1980-х на созданной Юфитом киностудии «Мжалалафильм» они сняли короткометражные фильмы «Санитары-оборотни», «Вепри суицида», «Весна».

В конце 1980-х Юфит учился в экспериментальной мастерской Александра Сокурова на «Ленфильме». После этого он снимал уже полнометражные картины, самой известной из которых стала лента «Папа, умер Дед Мороз». Снятая почти официально, она даже имела минимальный клубный прокат, впрочем оставляя зрителей в полном недоумении: слишком уж странной и непривычной была некроэстетика ленинградских подпольщиков.

Впрочем, перестроечные времена с их растерянностью (одна эпоха со своей тщательно выстроенной эстетикой закончилась, другая, напоминающая сад тропок, расходящихся в разные стороны, еще не началась) и уникальным «правом на эксперимент» подняли на гребень волны многих мастеров параллельной культуры. Тогда казалось, что происходит вполне естественная смена культурных элит и ленинградские панки способны занять в новой иерархии достойное место.

Этого не произошло: слишком уж радикальным и необычным оказалось искусство Юфита и его единомышленников, искавших формы и визуальные образы не только пограничных, но и запредельных состояний. Конечно, на миру и смерть красна, однако, чем дальше в лес, тем все более очевидным становилось, что некрореализм вообще и Евгений Юфит с его страшилками в частности — не только про смерть. Некрореализм, скорее, выходил про страх чудовищной и практически невозможной жизни.

Впрочем, внутренний тремор никак не отражался на внешнем, карьерном благополучии странного, себе на уме, человека. Фильмы режиссера Евгения Юфита постоянно участвовали в кинофестивалях в Локарно, Монреале, Роттердаме, Торонто. Его ретроспективы могли украсить любой фестиваль или музейный блокбастер, где мгновенно опознавались как сугубо юфитовские. Радикальность идейно-философского посыла некрореализма нашла в его работах законченное пластическое выражение — убедительное, символически насыщенное, эмблематическое, как в знаменитых кадрах самого известного его фильма про Деда Мороза, на которых ожившие мертвяки идут по зимнему полю среди деревьев.

Живопись и графика Юфита-художника, показанные на крупных выставках по всему миру, и сейчас представлены в нью-йоркском Музее современного искусства, Государственном Русском музее и Московском музее современного искусства.

Последние годы, после больших и важных ретроспектив (особенно много шума наделала московская выставка в Ермолаевском переулке), Евгений Юфит существовал в статусе живого классика. Вчера главный некрореалист умер, так и не дождавшись Деда Мороза.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+