18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве появится музей Петра Кончаловского

В квартире одного из основателей «Бубнового валета» на Большой Садовой покажут вещи из домашнего обихода Кончаловских, созданную здесь живопись художника и научат рисовать

Справка

В доме на Большой Садовой написал роман «Белая гвардия» Михаил Булгаков; здесь проходили богемные вечеринки художника Георгия Якулова, работал редактор «Золотого руна» меценат Николай Рябушинский, жили театральный художник Семен Аладжалов и династия скульпторов Рукавишниковых. Тут же жил со своей семьей и работал в мастерской Петр Кончаловский, а затем его сын Михаил. В 2014 году Музей М.А.Булгакова запустил специальный проект об истории дома № 10 и его жильцах, провел несколько выставок, а вскоре выпустит большую книгу с архивными документами, фотографиями и воспоминаниями жителей дома о квартирах, мастерских, своих гостях и соседях. В книге будет раздел, посвященный мастерской Кончаловских. Одно из интервью для него дал художник Владимир Переяславец, тот самый «полотер» с картины 1946 года.

Еще…

Музей расположится в квартире № 40 в знаменитом доме на Большой Садовой, где семья Кончаловских жила с 1910 по 1990-е годы. Он будет создан в сотрудничестве нескольких институций: Государственной Третьяковской галереи, Музея М.А.Булгакова (он находится по соседству в том же доме, в квартире № 50) и Фонда Петра Кончаловского. «Мы хотим открыть живой, действующий музей, в котором не было бы скучно, — делится планами автор идеи, директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз. — Просторное окно, невероятно высокие потолки, стеклянная крыша создают фантастический свет, люди здесь должны учиться рисовать». Он добавил, что до официального открытия в мастерскую будут водить экскурсии, а пока на сайте проекта можно посмотреть интервью с жившими там после Кончаловских художниками Михаилом Тихоновым и Еленой Утенковой-Тихоновой, которые рассказывают об истории места.

«Кончаловский работал в мастерской почти каждый день, с утра до ночи. Даже во время Второй мировой он остается в Москве и продолжает активно работать, тогда же пишет знаменитого „Полотера“», — говорит Ирина Пронина, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи. Старый паркет, который изображен на картине, табуретка, что стоит позади натурщика, сохранились в мастерской, как и кровать, на которой лежит Всеволод Мейерхольд на портрете 1938 года. У окна стоят подлинные инструменты художника — верстак и краскотерная машина. Кончаловский любил все делать сам, начиная с красок и заканчивая подрамниками, а расставленные по мастерской инструменты включал во множество натюрмортов. Некоторые из них, предположительно, войдут в экспозицию, составив диалог с оригиналами.

После смерти художника в 1956 году студия перешла его сыну Михаилу. Уже в пожилом возрасте, когда следить за помещением стало трудно, тот перебрался на Верхнюю Масловку, оставив квартиру художникам Тихоновым. «Мы нашли здесь много интересных вещей, — говорит Елена Утенкова-Тихонова, — меловую доску Миши Кончаловского, старое Евангелие на французском, чучело крокодила, большой суриковский обитый жестью сундук, набитый нотами, переводами. Стояли еще большие плетеные корзины, с которыми, вероятно, Кончаловские путешествовали по Европе». Как сообщил газете Петр Мансилья-Круз, художники Тихоновы, передав сохраненное наследие музею, теперь обосновались в мастерской на Сретенском бульваре. Сейчас сотрудники Музея Булгакова продолжают работать над подбором экспонатов будущего музея. Экспозиция откроется для публики через два года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+