18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Новое старое искусство

№49
Материал из газеты

К 300-летию Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана фонд MaximiliaN Art Foundation представляет выставку лучших образцов современного камнерезного искусства из собственного собрания

Культурный фонд MaximiliaN Art Foundation давно оказывает поддержку Минералогическому музею им. А.Е.Ферсмана РАН, поэтому логично, что свою очередную выставку современного камнерезного искусства «Постфаберже» он решил провести именно в стенах этой московской институции. К тому же повод, к которому приурочена выставка, подобающий: музею исполнилось 300 лет, это второй после Кунсткамеры старейший музей России.

В традиционном понимании камнерезное искусство всегда ассоциируется с именем Карла Фаберже и его дорогими «игрушками» для императорских особ. Современные камнерезы творят совсем в другом ключе. И для характеристики их творчества основатель фонда, коллекционер и меценат Максим Арцинович вместе с Мариной Лопато, доктором искусствоведения и старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, предлагают термин «постфаберже», который хоть и отсылает к истокам, но позволяет отделить современные формы камнерезного искусства от традиционных его форм, созданных мастерами Фаберже. Поэтому емкий термин идеально вписался в название выставки.

Полное собрание камнерезных работ фонда включает более 70 скульптур и является если не самым крупным по количеству, то самым выдающимся и значимым по качеству работ. Часть его уже пять лет находится в постоянной коллекции Государственного Эрмитажа: в 2011 году основатель фонда и член Клуба друзей Эрмитажа Максим Арцинович подарил музею 16 произведений искусства из своей коллекции. С того же момента он как эксперт курирует всю коллекцию современного камнерезного искусства Эрмитажа и ежегодно пополняет ее двумя новыми работами. Но Эрмитаж не единственный, кому повезло стать обладателем части собрания культурного фонда. За последние три года MaximiliaN Art Foundation преподнес в дар творения камнерезов Музеям Московского Кремля, Московскому музею современного искусства, Гохрану России, Минералогическому музею им. А.Е.Ферсмана и даже Фонду Louis Vuitton в Париже.

Выставка в Минералогическом музее, открывшаяся 22 ноября, продлится до конца января. Экспозиция включает 20 самых ярких и выдающихся экспонатов, собранных фондом MaximiliaN Art Foundation за последние 20 лет. На выставке можно увидеть семь удивительных произведений Геннадия Пылина, в частности его «Кицунэ» и «Лягушку на тыкве». Также можно посмотреть на тончайшую технику Антона Ананьева в «Аргонавте» и «Осьминоге». Трудно оторваться от творений Сергея Фалькина, один только «Ловец крокодилов» завораживает своим исполнением. Завораживают работы Ярослава Ксенофонтова (XENO). Вдохновляясь творчеством Ханса Гигера, он творит фантастические инопланетные миры полные негуманоидными формами жизни. Кстати, именно эти четыре камнереза входят в пятерку лучших мастеров России. Но их именами выставка не ограничивается. Не менее впечатляющие произведения созданы Михаилом Масляковым и Максимом Морозовым. Истинным бриллиантом коллекции является работа «Улитка» из агата патриарха камнерезной школы Германии, художника в четвертом поколении Герда Дрехера, созданная им в 1989 году.

В целом выставка «Постфаберже» призвана показать, что современное камнерезное искусство давно поднялось на совершенно новый уровень, это уже не декоративно-прикладное, но Искусство с большой буквы, выросшее в самостоятельное направление. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+