18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Новое старое искусство

№49
Материал из газеты

К 300-летию Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана фонд MaximiliaN Art Foundation представляет выставку лучших образцов современного камнерезного искусства из собственного собрания

Культурный фонд MaximiliaN Art Foundation давно оказывает поддержку Минералогическому музею им. А.Е.Ферсмана РАН, поэтому логично, что свою очередную выставку современного камнерезного искусства «Постфаберже» он решил провести именно в стенах этой московской институции. К тому же повод, к которому приурочена выставка, подобающий: музею исполнилось 300 лет, это второй после Кунсткамеры старейший музей России.

В традиционном понимании камнерезное искусство всегда ассоциируется с именем Карла Фаберже и его дорогими «игрушками» для императорских особ. Современные камнерезы творят совсем в другом ключе. И для характеристики их творчества основатель фонда, коллекционер и меценат Максим Арцинович вместе с Мариной Лопато, доктором искусствоведения и старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, предлагают термин «постфаберже», который хоть и отсылает к истокам, но позволяет отделить современные формы камнерезного искусства от традиционных его форм, созданных мастерами Фаберже. Поэтому емкий термин идеально вписался в название выставки.

Полное собрание камнерезных работ фонда включает более 70 скульптур и является если не самым крупным по количеству, то самым выдающимся и значимым по качеству работ. Часть его уже пять лет находится в постоянной коллекции Государственного Эрмитажа: в 2011 году основатель фонда и член Клуба друзей Эрмитажа Максим Арцинович подарил музею 16 произведений искусства из своей коллекции. С того же момента он как эксперт курирует всю коллекцию современного камнерезного искусства Эрмитажа и ежегодно пополняет ее двумя новыми работами. Но Эрмитаж не единственный, кому повезло стать обладателем части собрания культурного фонда. За последние три года MaximiliaN Art Foundation преподнес в дар творения камнерезов Музеям Московского Кремля, Московскому музею современного искусства, Гохрану России, Минералогическому музею им. А.Е.Ферсмана и даже Фонду Louis Vuitton в Париже.

Выставка в Минералогическом музее, открывшаяся 22 ноября, продлится до конца января. Экспозиция включает 20 самых ярких и выдающихся экспонатов, собранных фондом MaximiliaN Art Foundation за последние 20 лет. На выставке можно увидеть семь удивительных произведений Геннадия Пылина, в частности его «Кицунэ» и «Лягушку на тыкве». Также можно посмотреть на тончайшую технику Антона Ананьева в «Аргонавте» и «Осьминоге». Трудно оторваться от творений Сергея Фалькина, один только «Ловец крокодилов» завораживает своим исполнением. Завораживают работы Ярослава Ксенофонтова (XENO). Вдохновляясь творчеством Ханса Гигера, он творит фантастические инопланетные миры полные негуманоидными формами жизни. Кстати, именно эти четыре камнереза входят в пятерку лучших мастеров России. Но их именами выставка не ограничивается. Не менее впечатляющие произведения созданы Михаилом Масляковым и Максимом Морозовым. Истинным бриллиантом коллекции является работа «Улитка» из агата патриарха камнерезной школы Германии, художника в четвертом поколении Герда Дрехера, созданная им в 1989 году.

В целом выставка «Постфаберже» призвана показать, что современное камнерезное искусство давно поднялось на совершенно новый уровень, это уже не декоративно-прикладное, но Искусство с большой буквы, выросшее в самостоятельное направление. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+