18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Чтобы помнили

№49
Материал из газеты

«Процессы. Опыты искусства в музее», программа выставок и дискуссий в Музее истории ГУЛАГа, подготовленная фондом V–A–C и рассчитанная на полгода, открылась выставкой Михаила Толмачева

Начинку этого большого, многосоставного проекта из нескольких выставок и многочисленных мероприятий: дискуссий, круглых столов, кинопоказов, перформансов, концертов — разработали кураторы фонда V–A–C («Виктория — искусство быть современным»), а Государственный музей истории ГУЛАГа предоставил современному искусству свои пространства.

Анна Ильченко, один из кураторов программы «Процессы», объяснила TANR ее задачи так: «Сотрудничество нашего фонда с Музеем истории ГУЛАГа —  еще один результат работы V–A–C с нехудожественными институциями, в которых мы ищем возможности сосуществования традиционного музея и актуального искусства». По ее словам, этот музей — новая территория, ставшая продуктивной площадкой для тех, кому небезразлична политическая история России, а современное искусство — область наиболее активного критического знания. «Исторический и визуальный нарратив о больших социальных катастрофах, в ряду которых ГУЛАГ занимает одно из центральных мест, часто становится поводом для спекуляций. Музей должен противостоять стремлению превратить реальную человеческую трагедию в очередную ставку в политической игре. Актуальное искусство в его контексте — важнейший критический инструмент, способный ставить сложные вопросы», — подчеркнула куратор.

«Мы очень заинтересова­ны в расширении своих границ и привлечении художественного сообщества для образного осмысления истории репрессий и создания новых произведений искусства», — говорит директор музея Роман Романов. У музея уже есть богатый опыт взаимодействия с современными художниками. Пока программа рассчитана на полгода. «Пакт молчания» Михаила Толмачева, первая ее выставка, открылся в ноябре. Последний анонс датирован апрелем, когда здесь покажут «Памятник всем на радость» — премьеру документального фильма эстонской художницы Кристины Норман.

Михаил Толмачев, студент Высшей школы искусств и графики в Лейпциге, рассказывает, что фотопроект «Пакт молчания» создавался параллельно программе «Процессы», поэтому разделить их сложно. «Моя новая работа строится вокруг „Соловецкого фотоальбома“ из коллекции Музея ГУЛАГа. Ценность ее в том, что она поднимает пласт вопросов истории репрессий в России, касающихся репрезентации прошлого, работы памяти и мемориальной культуры в целом, но и роли современных художественных практик», — поясняет художник.

В рамках программы также запланированы криминалистические инсталляции «Череп Менгеле» Эяля Вайцмана, Томаса Кинана и «Череп Лейбница» Хито Штайерля (до 11 декабря), перформанс «Судебный процесс» Росселлы Бискотти (17 декабря — 13 января), коллективная выставка «Ландшафт» «Лаборатории городской фауны» (18 января — 11 марта), исследовательский проект «Вандомская насыпь» калифорнийского архитектора Дэвида Гиссена (март), мультимедийная инсталляция «Всемирный суд. Репетиция» канадки Джуди Радул (март — апрель).

Музей истории ГУЛАГа продолжит сотрудничество с институциями, занимающимися современным искусством, а также откроет арт-резиденцию в павильоне рядом с музеем уже в 2017 году.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+