18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Чтобы помнили

№49
Материал из газеты

«Процессы. Опыты искусства в музее», программа выставок и дискуссий в Музее истории ГУЛАГа, подготовленная фондом V–A–C и рассчитанная на полгода, открылась выставкой Михаила Толмачева

Начинку этого большого, многосоставного проекта из нескольких выставок и многочисленных мероприятий: дискуссий, круглых столов, кинопоказов, перформансов, концертов — разработали кураторы фонда V–A–C («Виктория — искусство быть современным»), а Государственный музей истории ГУЛАГа предоставил современному искусству свои пространства.

Анна Ильченко, один из кураторов программы «Процессы», объяснила TANR ее задачи так: «Сотрудничество нашего фонда с Музеем истории ГУЛАГа —  еще один результат работы V–A–C с нехудожественными институциями, в которых мы ищем возможности сосуществования традиционного музея и актуального искусства». По ее словам, этот музей — новая территория, ставшая продуктивной площадкой для тех, кому небезразлична политическая история России, а современное искусство — область наиболее активного критического знания. «Исторический и визуальный нарратив о больших социальных катастрофах, в ряду которых ГУЛАГ занимает одно из центральных мест, часто становится поводом для спекуляций. Музей должен противостоять стремлению превратить реальную человеческую трагедию в очередную ставку в политической игре. Актуальное искусство в его контексте — важнейший критический инструмент, способный ставить сложные вопросы», — подчеркнула куратор.

«Мы очень заинтересова­ны в расширении своих границ и привлечении художественного сообщества для образного осмысления истории репрессий и создания новых произведений искусства», — говорит директор музея Роман Романов. У музея уже есть богатый опыт взаимодействия с современными художниками. Пока программа рассчитана на полгода. «Пакт молчания» Михаила Толмачева, первая ее выставка, открылся в ноябре. Последний анонс датирован апрелем, когда здесь покажут «Памятник всем на радость» — премьеру документального фильма эстонской художницы Кристины Норман.

Михаил Толмачев, студент Высшей школы искусств и графики в Лейпциге, рассказывает, что фотопроект «Пакт молчания» создавался параллельно программе «Процессы», поэтому разделить их сложно. «Моя новая работа строится вокруг „Соловецкого фотоальбома“ из коллекции Музея ГУЛАГа. Ценность ее в том, что она поднимает пласт вопросов истории репрессий в России, касающихся репрезентации прошлого, работы памяти и мемориальной культуры в целом, но и роли современных художественных практик», — поясняет художник.

В рамках программы также запланированы криминалистические инсталляции «Череп Менгеле» Эяля Вайцмана, Томаса Кинана и «Череп Лейбница» Хито Штайерля (до 11 декабря), перформанс «Судебный процесс» Росселлы Бискотти (17 декабря — 13 января), коллективная выставка «Ландшафт» «Лаборатории городской фауны» (18 января — 11 марта), исследовательский проект «Вандомская насыпь» калифорнийского архитектора Дэвида Гиссена (март), мультимедийная инсталляция «Всемирный суд. Репетиция» канадки Джуди Радул (март — апрель).

Музей истории ГУЛАГа продолжит сотрудничество с институциями, занимающимися современным искусством, а также откроет арт-резиденцию в павильоне рядом с музеем уже в 2017 году.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+