18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Имеет ли особую ценность искусство диктатуры?

№48
Материал из газеты

Культуру нельзя разъять на «официозную» и «подпольную»: новые исследования немецких искусствоведов говорят о том, что политическое искусство плохо делится на составляющие

Со времени обширного обзора культурной политики нацистов, написанного Йозефом Вульфом и изданного полвека назад в пятитомнике об искусстве Третьего рейха, постоянно шел поток публикаций, освещающих самые разные аспекты этой темы. Однако из-за стремления к максимально узкой специализации от ученых все время ускользал общий контекст нацистской политики в сфере «творческих практик» и «политического заказа». Именно поэтому год назад Центр документации «Топография террора» провел в Берлине ряд семинаров, посвященных официальному искусству Германии 1930–1940-х. Теперь прочитанные доклады собраны в одном томе под названием «Искусство в национал-социалистическом государстве: идеология, эстетика, приверженцы», который, несмотря на 472 страницы, выглядит компактным и удобным для чтения. Весьма долго интерес искусствоведов был прикован в основном к «дегенеративному искусству», подвергавшемуся гонениям, тогда как искусство официальное резко отрицалось и не считалось ценным. Сегодня уже нельзя столь сильно упрощать картину: появилось немало исследований, вскрывающих множественные связи официального и неофициального, их взаимозависимость и преемственность. Эта ситуация максимально высвечена в архитектуре и кино, а также в музыке, особенно популярной. Изобразительные искусства тоже обслуживали интересы государства, и 1933 год отнюдь не был водоразделом между нацистами, считавшими его годом «национал-социалистической революции», и художниками, многих из которых в дальнейшем объявили вне закона. Диалектика официоза и культурного сопротивления ему рассматривается в 28 главах этой ценной антологии.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+