18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чтобы увидеть работы Караваджо, его поклонники готовы были даже рисковать жизнью

№48
Материал из газеты

В Лондоне собрали всех караваджистов, а в Нью-Йорке посвятили выставку только одному из них — Валантену де Булонь

Выставка «После Караваджо» — первая в Британии, посвященная влиянию реформатора живописи XVII века на своих современников. В Рим Караваджо приехал в 1591 году, сначала заработав сомнительную репутацию скандалиста и драчуна, а затем и оригинального художника. После же исполнения в 1600 году  первого крупного заказа на темы из жизни святого Матфея для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези слава его перешагнула границы Вечного города. Со всей Европы туда стали стекаться художники, чтобы увидеть работы мастера, шокировавшие местных академистов своим натурализмом и резкими световыми эффектами.

Интерес к творчеству живописца-радикала не ослабевал до середины XVII века, но затем стал сходить на нет. О Караваджо, а тем более о его последователях, забыли на целых три века.На выставке в Национальной галерее в Лондоне — 49 полотен самого Караваджо и мастеров, испытавших его влияние. Большинство работ — из собрания Национальной галереи и других музеев, частных коллекций и церквей Британии и Ирландии. В экспозиции — шедевры Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) и «Ужин в Эммаусе» 1602 года (оба — Национальная галерея, Лондон), недавно обнаруженное «Взятие Христа под стражу» (1602, орден иезуитов в Дублине). Из караваджистов — Орацио и Артемизия Джентилески, Жорж де Латур, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст и не столь известные имена как Джованни Серодине или Антиведуто Грамматика. На вопрос, чем объяснить всплеск интереса к этому поколению, куратор выставки Летиция Тревес отвечает: «Мы сегодня просто знаем о них гораздо больше, чем 30 или 40 лет назад. И поскольку мы сейчас лучше понимаем самого Караваджо, то можем объективно оценить живописные достоинства и работ его последователей».

Метрополитен-музей, в свою очередь, решил сделать выставку одного, но очень одаренного караваджиста — француза Валантена де Булонь (1591–1632). Это чуть ли не первая монографическая выставка художника, от которого дошло около 60 картин.

Здесь их 45, приехавших из Вены, Лондона, Мадрида, Мюнхена, Парижа и Рима. Поскольку об этом мастере известно немного, автор статьи в каталоге к выставке Патриция Каваццини уделяет в ней большое место атмосфере Рима XVII века, в которой Валантен, приехавший туда в возрасте 20 лет, сформировался как художник. Проживавшие там его соотечественники, включая и Никола Пуссена, следовали классическим традициям, античности и Рафаэлю. Но Валантена непреодолимо влекла брутальность живописи и демократичность сюжетов Караваджо, обретших в его интерпретации чисто французское изящество и чувство меры.

Что касается атмосферы Рима, которая тоже не могла не повлиять на его формирование, то она скорее тема для остросюжетного триллера, чем для искусства. В XVII веке жить в Вечном городе было опасно в буквальном смысле слова. Вечеринки в римских тавернах в то время часто переходили в уличные потасовки. Художники тоже были участниками этих драк, нередко заканчивавшихся убийствами. Особо буйным нравом отличались голландцы и фламандцы. В 1621 году они создали в Риме свое общество Bentvueghels (в вольном переводе — «одного поля ягода») и, встречаясь по тому или иному поводу, устраивали настоящие оргии.

Иоахим ван Сандрарт, художник и биограф Валантена, писал, что француз предпочитал компанию голландцев своим соотечественникам и был даже членом этого общества под кличкой Амадор («любовник»).

Участвовал ли сам Валантен в потасовках? Свидетельств этому нет, зато доподлинно известно, что дважды опасность проходила совсем рядом. В марте 1626 года его сосед, скульптор Давид де Ла Риш был ранен и скончался той же ночью. И чтобы оплатить расходы на похороны, Валантен продал его одежду, включая и ту, в которой он был убит. В июле того же года другой его сосед, Корнелис Схут из Антверпена, заколол соотечественника, с которым работал над выгодным частным заказом, и был приговорен к тюремному заключению. Но за него неожиданно вступилась Академия святого Луки, имевшая право раз в год ходатайствовать о помиловании одного осужденного художника. Как правило, члена академии, каковым Схут не был. Возможно, за него попросил Валантен, один из немногих иностранцев, принятых в эту весьма консервативную организацию (куда, кстати, не взяли Караваджо).

Со временем художники однако стали все реже попадать в уголовную хронику, а Валантен с 1627 года стал работать на кардинала Франческо Барберини, благодаря чему весьма улучшил свое материальное положение. Но не изменил, видимо, богемным привычкам. По свидетельству художника Джованни Бальоне, однажды после вечеринки с друзьями Валантен, искупавшись ночью в фонтане, простудился, что и стало причиной его смерти в 41 год.

Национальная галерея
После Караваджо

До 17 января 2017

Метрополитен-музей
Валантен де Булонь

До 16 января 2017

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+