18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Эрмитаже встретятся наука и искусство

В Эрмитаже стартовал совместный проект музея и Университета ИТМО — открытый международный семинар «Art&Science: Наука. Искусство. Музей». Предстоит серия из восьми встреч, посвященных взаимодействию науки и искусства, каждая из которых будет состоять из двух научно-популярных лекций

На первом семинаре 19 ноября атриум Главного штаба Эрмитажа был переполнен слушателями. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове так описал отношения науки и искусства: «В искусстве ничего доказать нельзя, но к этому надо стремиться, тогда оно будет лучше понятно и нам, и тем, кто приходит его смотреть. К сожалению, большая часть посетителей музея (и в этом мы еще раз убеждаемся) не всегда готова к тому, чтобы понимать сложности, и для этого будет очень полезно подключение науки, научного багажа и лексикона точных наук».

Собравшихся также приветствовал ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) Владимир Васильев, чьей инициативой стала подобная форма объединения искусства и науки, и декан факультета естественных наук Сергей Стафеев, сделавший краткое введение в тему под заголовком «Художник и знаток».

Знаточеству был посвящен и первый доклад. Физик и искусствовед Николас Исто возглавляет Art, Analysis & Research (AA&R) в Лондоне — лабораторию по исследованию живописных произведений физическими методами. Он рассказал о методах анализа живописных произведений путем съемки в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. Лаборатория во главе с Исто составила и издала «Компендиум пигментов», использовавшихся в живописи в различные эпохи. Вместе с коллегами он стал одним из тех, кто разоблачил в 2010 году мастера подделок Вольфганга Бельтракки, сделав анализ пигментов и сличив более 200 появившихся на аукционах работ фальсификатора. Николас Исто — телезвезда, один из главных участников телепрограммы Hidden Paintings на канале BBC, которая посвящена атрибуции неожиданно найденных картин.

Куратор галереи Arts Catalyst Клаудиа Ластра, прежде чем перейти к проектам галереи, сделала в своем выступлении беглый обзор генеалогии сайнс-арта, особо остановившись на «Девяти вечерах» в Нью-Йорке в 1966 году — совместном выступлении художников, среди которых были Роберт Раушенберг и Джон Кейдж, и инженеров во главе с Биллом Клювером. Многие из проектов, осуществленных галереей, принадлежат к тому же типу перформативных инсталляций (например, «Поэтический космос дыхания» Томаса Сарасено в 2007 году). Одна из работ последних лет, выполненная в 2016 году при участии художницы Тани Бругера и продемонстрированная Клаудией Ластрой собравшимся, называется «Полевые заметки», она представляет собой созданный художницей архив Arte Util, сосредоточенный на проблемах экологии.

Встречи в Эрмитаже будут проводиться до июня следующего года каждую третью субботу месяца.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+