18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Скульптор-импрессионист не делал различий между царями и детьми

№48
Материал из газеты

Выставка Паоло Трубецкого в Русском музее приурочена к юбилейной дате

Персональные выставки русского итальянца Паоло Трубецкого (1866–1938) проводятся в России с периодичностью в четверть века — к юбилейным датам. В Петербурге они могли бы открываться и чаще: самое знаменитое произведение скульптора — памятник Александру III, ставший «перемещенным искусством», уже превратился в часть городской мифологии. Установленный в 1909 году на Знаменской площади, через 30 лет он перебрался во двор Михайловского дворца, еще через полвека — во двор Мраморного дворца, заняв мощный пьедестал ленинского броневика. И не факт, что обрел там вечный покой.

Впрочем, у Москвы тоже есть веская причина чаще вспоминать скульптора. Другим важным персонажем в его творчестве был Лев Толстой. Фотография изваяния писателя на лошади вышла в 1910 году на открытке с подписью «новая скульптура».

Нынешняя выставка собрала произведения из российских музеев и московской коллекции Давида Якобашвили.

В каталожной статье куратор проекта Елена Карпова благодарит Музей пейзажа коммуны Вербания на севере Италии, где родился Трубецкой и находится крупное собрание его произведений разных лет, за возможность воспроизвести изображения еще трех скульптур. В частности, портрет Александра Нелидова, русского дипломата, работавшего в Париже, где он позировал Трубецкому. Впрочем, куратор считает, что лучшие произведения скульптора все же находятся в России. «Скульптор из Милана» впервые выставился на исторической родине в 1898–1899 годах. Здесь он уже был известен как автор портрета князя Александра Мещерского. Трубецкой очаровал Валентина Серова, Константина Коровина, Александра Бенуа, стал своим для мирискусников. Художник Нина Симонович-Ефимова вспоминала, что Трубецкой въезжал в комнаты Серовых на велосипеде, благо они располагались на первом этаже, водил на поводке волка вместо собаки и за всю жизнь не прочел ни строчки Толстого, даже когда работал над его портретами. Действительно, зачем скульптору-импрессионисту углубляться в романы, тем более что он не владел русским языком? Зато лучше Трубецкого никто не изобразил автора «Войны и мира». Точно так же, как ему удалось создать романтичный образ молодого Шаляпина, знающей себе цену благотворительницы Марии Тенишевой, московского извозчика, которого критик Влас Дорошевич сравнил с убогой деревенской Русью.

Ключевым образом выставки выбраны «Дети» — портрет родственников скульптора, двух подростков Николая и Владимира Трубецких, погруженных в свои детские мечты. В 1906 году эту монументальную скульптуру Трубецкие предлагали Третьяковской галерее, но получили отказ. После войны она переехала из академического санатория «Узкое» в Русский музей.

Тамару Свирскую, ученицу Айседоры Дункан, Трубецкой увидел в одном из спектаклей и немедленно взялся за динамичное изображение «босоножки». В этой фигуре соединились импрессионизм и русский модерн.

Выставка в Русском музее — это еще один повод подумать о миссии памятника Александру III. Что это — символ мощи страны, проложившей Транссиб, как утверждал Трубецкой в разговоре с Василием Розановым, или, несмотря на намерения автора, пародия на косное самодержавие? 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+