18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Скульптор-импрессионист не делал различий между царями и детьми

№48
Материал из газеты

Выставка Паоло Трубецкого в Русском музее приурочена к юбилейной дате

Персональные выставки русского итальянца Паоло Трубецкого (1866–1938) проводятся в России с периодичностью в четверть века — к юбилейным датам. В Петербурге они могли бы открываться и чаще: самое знаменитое произведение скульптора — памятник Александру III, ставший «перемещенным искусством», уже превратился в часть городской мифологии. Установленный в 1909 году на Знаменской площади, через 30 лет он перебрался во двор Михайловского дворца, еще через полвека — во двор Мраморного дворца, заняв мощный пьедестал ленинского броневика. И не факт, что обрел там вечный покой.

Впрочем, у Москвы тоже есть веская причина чаще вспоминать скульптора. Другим важным персонажем в его творчестве был Лев Толстой. Фотография изваяния писателя на лошади вышла в 1910 году на открытке с подписью «новая скульптура».

Нынешняя выставка собрала произведения из российских музеев и московской коллекции Давида Якобашвили.

В каталожной статье куратор проекта Елена Карпова благодарит Музей пейзажа коммуны Вербания на севере Италии, где родился Трубецкой и находится крупное собрание его произведений разных лет, за возможность воспроизвести изображения еще трех скульптур. В частности, портрет Александра Нелидова, русского дипломата, работавшего в Париже, где он позировал Трубецкому. Впрочем, куратор считает, что лучшие произведения скульптора все же находятся в России. «Скульптор из Милана» впервые выставился на исторической родине в 1898–1899 годах. Здесь он уже был известен как автор портрета князя Александра Мещерского. Трубецкой очаровал Валентина Серова, Константина Коровина, Александра Бенуа, стал своим для мирискусников. Художник Нина Симонович-Ефимова вспоминала, что Трубецкой въезжал в комнаты Серовых на велосипеде, благо они располагались на первом этаже, водил на поводке волка вместо собаки и за всю жизнь не прочел ни строчки Толстого, даже когда работал над его портретами. Действительно, зачем скульптору-импрессионисту углубляться в романы, тем более что он не владел русским языком? Зато лучше Трубецкого никто не изобразил автора «Войны и мира». Точно так же, как ему удалось создать романтичный образ молодого Шаляпина, знающей себе цену благотворительницы Марии Тенишевой, московского извозчика, которого критик Влас Дорошевич сравнил с убогой деревенской Русью.

Ключевым образом выставки выбраны «Дети» — портрет родственников скульптора, двух подростков Николая и Владимира Трубецких, погруженных в свои детские мечты. В 1906 году эту монументальную скульптуру Трубецкие предлагали Третьяковской галерее, но получили отказ. После войны она переехала из академического санатория «Узкое» в Русский музей.

Тамару Свирскую, ученицу Айседоры Дункан, Трубецкой увидел в одном из спектаклей и немедленно взялся за динамичное изображение «босоножки». В этой фигуре соединились импрессионизм и русский модерн.

Выставка в Русском музее — это еще один повод подумать о миссии памятника Александру III. Что это — символ мощи страны, проложившей Транссиб, как утверждал Трубецкой в разговоре с Василием Розановым, или, несмотря на намерения автора, пародия на косное самодержавие? 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+