18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томас Гирст: «Мы считаем автомобили скульптурой на колесах»

Глава отдела культурных проектов BMW Group Томас Гирст в 2016 году стал «менеджером года в сфере культурных коммуникаций в Европе» по версии ведущей европейской консалтинговой компании Causale

В своей речи на вручении награды Томас Гирст подчеркнул важность «полной творческой свободы» для искусства и отказался от определения спонсорства как «простого денежного перевода». Этим летом The Art Newspaper взяла у него небольшое интервью об участниках программы BMW Art Car в 2016 году.

Расскажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать художник, чтобы стать участником BMW Art Car?

Должен сказать, когда я еще не работал в BMW, я знал об арт-автомобилях BMW, и я думал, что у нас был способ представить этот бренд в искусстве через… Понимаете, это не корпоративная промывка мозгов, когда все, что тебе нравится, cвязано с BMW. Меня всегда увлекала история арт-автомобилей BMW, и это здорово — взять на себя ответственность за них, потому что они были созданы не коллегами, работающими на рынке PR, а появились благодаря гонщику Эрве Пулену. Любовь к гоночным машинам была ему присуща наравне со страстью к творчеству художников, таких как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Фрэнк Стелла, Александр Колдер — они все были друзьями Пулена. Представители BMW пообещали ему, что если он присоединится к их команде, то у него будут машины, расписанные художниками. Они даже не предполагали, что это может превратиться во что-то серьезное, но проект оказался успешным, Эрве стал любимцем публики. Мы уважаем эту гоночную традицию, и, когда мы выбираем художников, это не значит, что я или кто-то из BMW просто с ними разговаривает. Мы ограничены нашим корпоративным бизнесом, но есть люди, которые знают гораздо больше о современном искусстве, и мы доверяем их суждениям. Мы стремимся к тому, чтобы в нашем проекте участвовали представители всех континентов. Им мы предоставляем для работы гоночный автомобиль М6 GТ3. Раз и навсегда решено, что художники расписывают именно эту модель. Обычно каждый год в проекте участвует один художник, но в 2016 году отмечается 100-летие BMW, поэтому мы решили изменить традицию и выбрали двоих. Так уже бывало в прошлом, но не случалось в течение довольно долгого времени. Я думаю, особую интригу создает то, что один из этих двух участников проекта — молодая китайская современная художница Цао Фэй, а другой — один из отцов современного концептуального искусства Джон Балдессари из Соединенных Штатов. Это просто команда мечты!

Могут ли принять участие в BMW Art Car, например, активисты или художники, занимающиеся перформансом? Вы себе представляете такую ситуацию? Вы ведь написали книгу о дадаистах.

Я написал три книги о Марселе Дюшане. Да, прежде всего мы ничего не исключаем. Я думаю, искусство развивается, и оно больше не о раскрашивании автомобилей. Например, Цао Фэй работает с виртуальной реальностью. Поскольку искусство развивается и серии арт-автомобилей тоже развиваются, я ничего не исключаю. Я уверен только в том, что мы не приемлем всего, что связано с порнографией или расизмом. Таких проектов с художниками мы точно не хотим.

Что касается перформанса. Мне кажется любопытным, что искусство перформанса становится таким важным в эпоху, когда мы буквально живем в социальных сетях. Похоже, у публики в целом и у той ее части, что интересуется искусством, есть огромная потребность действительно видеть, и чувствовать, и даже обонять — быть частью чего-то человеческого, чего-то создающего впечатление. Что может быть красивее, чем движение тела в пространстве, хореография? BMW — партнер лондонской галереи Тейт, у нас есть программа под названием BMW Tate Live, она вся об искусстве перформанса. Поэтому я, скорее, представляю себе художников, которые стремятся стать участниками этой программы, чем художников-перформансистов, работающих с автомобилями.

А облик машины, от двигателя до формы капота, — это дизайн или искусство?

Это вопрос терминологии. Вы как журналист наверняка обращали внимание на то, что существуют слова, которые используются сейчас сплошь и рядом. Например, сегодня все всё курируют. То же самое справедливо в отношении искусства. Лично я считаю, что создание автомобиля ближе к дизайну. Как говорит наш дизайнер Карим Хабиб, автомобиль — это огромная командная работа сотен, тысяч деталей экстерьера и интерьера, материала. Инженерный аспект частично определяет дизайн, а частично дизайн определяем мы. Поэтому, когда какой-нибудь автозавод начинает говорить об автомобиле как об искусстве, мне это кажется самонадеянностью. В то же время нет проблем, если об искусстве автомобиля говорят художники. В «Манифесте футуризма» было заявлено: гоночный автомобиль, «несущийся, как шрапнель», прекраснее Ники Самофракийской. Мы в BMW, конечно, считаем арт-автомобили скульптурами на колесах. И есть целая, более чем 100-летняя история того, как художники увлекаются мобильностью, скоростью, звуком — атрибутами автомобиля. Помимо серий арт-автомобилей, есть сотни примеров того, как великие художники по всему миру имеют дело с этой тематикой. Это, конечно же, искусство. Как сотрудник корпорации я считаю автомобиль искусством. Мы делаем величайший дизайн на планете — почему бы не назвать вещи своими именами?

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+