18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Через 50 лет после наводнения «Тайная вечеря» Вазари возвращается в экспозицию

Когда в 1966 году река Арно вышла из берегов, картина провела в мутной воде 12 часов. Теперь ее отреставрировали

Президент Италии Серджо Маттарелла посетил торжественное возвращение в экспозицию только что отреставрированной картины Джорджо Вазари «Тайная вечеря» (1546) в Музей базилики Санта-Кроче.

Когда 4 ноября 1966 года река Арно вышла из берегов, это произведение станковой живописи, находящееся тогда в музее Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре, на 12 часов оказалось в грязной воде.

Состоявшееся в трапезном зале торжественное открытие приурочили к юбилею — 50-й годовщине знаменитого наводнения, когда по историческому центру города пронеслись потоки грязи и обломков, убившие десятки флорентийцев и нанесшие ущерб тысячам ценных художественных объектов. Теперь в случае наводнения или других форс-мажоров «Тайную вечерю» можно будет поднять вручную с помощью хитроумной системы противовесов.

Восстановлением картины, состоящей из пяти панно размером 2,4 на 3,6 м, занялась знаменитая флорентийская мастерская обработки самоцветов и реставрационная лаборатория (ODF). В 2010 г. в интервью The Art Newspaper Марко Чатти, который тогда возглавлял отдел станковой живописи ODF, а сейчас работает ее директором, назвал масштабы причиненного картине ущерба «ужасающими» и сказал, что это «один из самых сложных случаев в истории реставрации». На церемонии возвращения холста в музей он похвалил ученых и ремесленников, а также поблагодарил всех, кто принял участие в невероятном воскрешении полотна.

«Тайная вечеря» была создана по заказу монахинь флорентийского монастыря Мурате в 1546 году, за четыре года до публикации книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В это время у самого Вазари уже были престижные заказы в городе, в том числе создание росписей для зала Козимо I в Палаццо Веккьо.

Проект реставрации и консервации картины поддержали итальянский модный дом Prada, отдел Национальной службы гражданской защиты Италии и Фонд Гетти. Фонд Гетти принял участие в проекте по реставрации станковой живописи, запущенном еще в 2009 году совместно с Музеем Дж. Пола Гетти и Институтом реставрации Гетти. Его цель — подготовить новое поколение специалистов по живописным панно, которые заменят ведущих экспертов, уходящих на пенсию в ближайшее время. На сегодняшний день обучение прошли два десятка реставраторов. Выступая на нынешнем торжественном мероприятии, старший куратор программы Фонда Гетти Антуан Вильмерин сказал, что специалистов, отвечавших за восстановление «Тайной вечери», нужно называть не «ангелами грязи», как это установилось после наводнения 1966 года, но «ангелами-хранителями».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+