18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Зачем корпорациям современное искусство

Почему большинство банков собирают искусство второй половины XX — XXI века

Проблемы корпоративного коллекционирования обсудили в Московском музее современного искусства (MMOMA) в рамках фестиваля Art. Up Art. In. Инициатором дискуссии о том, почему, как и зачем компании собирают искусство, стал Газпромбанк — единственная российская корпорация, коллекция которой полностью посвящена современному искусству.

«Kорпоративное коллекционирование ныне является сложившимся сегментом арт-мира со своим собственным корпусом профессионалов и специалистов, с собственной философией, справочными изданиями, каталогами коллекций, этическими стандартами и профессиональными организациями», — эта мысль, выраженная корпоративным куратором коллекции Газпромбанка Мариной Ситниной, стала главной в дискуссии. Для некоторых компаний основными являются инвестиционные цели или желание украсить свои стены. Но для большинства коллекционирование стало средством выражения корпоративной культуры и ценностей, a также связи с внешним миром.

Чего можно добиться на этом пути, видно на примере испанского банка La Caixa, куратор которого Нимфа Бисбе приехала в Москву. Банк начал формировать коллекцию современных художников 30 лет назад, раньше, чем испанские государственные музеи, и по уровню собрания может со многими из них поспорить: у банка есть работы Брюса Наумана, Дональда Джадда, Герхарда Рихтера и Рони Хорна. Сейчас La Caixa больше всего интересует социальное искусство — произведения на тему миграционного кризиса, власти и насилия.

В России корпоративное коллекционирование молодо и не пользуется никакими налоговыми льготами. Первый этап оно пережило в конце 1980-х — 1998 году. Тогда собирали в основном банки — но от них остались только имена: Столичный банк сбережений, Югорский акционерный банк, банк «КИТ-Финанс» и самый знаменитый — Инкомбанк. Коллекция последнего была бездарно распродана в 2002 году, и публике сейчас доступны только работы, попавшие в музеи. Например, Черный квадрат, выкупленный Владимиром Потаниным для Эрмитажа, и несколько картин позднего Казимира Малевича, Александра Древина и Надежды Удальцовой, которые смог на аукционе приобрести для совсем молодого тогда ММОМА Василий Церетели.

Впрочем, нечто похожее происходило и на Западе. Банки, которые покупают искусство сейчас, делают это принципиально по-другому. Большинство из них, около 80%, сосредоточено на коллекционировании современного, для корпораций коллекционирование contemporary art — знак социальной ответственности. В Москву специально приехала Лоа Хааген Пикте, председатель Международной ассоциации корпоративных коллекций (IACCCA), объединяющей 43 компании в 17 странах мира, и одновременно куратор коллекции швейцарского банка Pictet. Все компании, входящие в ассоциацию (Газпромбанк — единственная российская среди них) собирают современное искусство. Сейчас IACCCA — весьма влиятельная организация, она принята в Международный совет музеев (ИКОМ) и в будущем году планирует огромную выставку, в которую должны войти работы из собраний каждого ее члена.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+