The Art Newspaper Russia
Поиск

Как блокчейн изменит арт-рынок

Революционная система поможет решить вопросы прозрачности рынка, авторского права и подлинности произведений искусства

Технология блокчейн стремится ответить на вечный вопрос арт-рынка, сформулированный в знаменитом произведении Барбары Крюгер Кому что принадлежит? (1991–2012) / COURTESY OF SIMON DENNY

Технология блокчейн стремится ответить на вечный вопрос арт-рынка, сформулированный в знаменитом произведении Барбары Крюгер Кому что принадлежит? (1991–2012) / COURTESY OF SIMON DENNY

Появилась надежда, что проблемы, связанные с провенансом, авторским правом и атрибуцией, вскоре уйдут в прошлое. Для этого участникам арт-рынка придется последовать примеру финансового сектора и взять на вооружение новую технологию. Речь идет не просто о новой моде из Кремниевой долины — уже появились арт-стартапы, предлагающие различные способы использования «блокчейн» — системы, на которой построена криптовалюта биткоин. Впрочем, будущее самого биткоина поставлено под сомнение из-за сложившейся репутации его как средства, облегчающего торговлю наркотиками. Зато революционная технология блокчейн становится все более влиятельной.

Высокий уровень безопасности

Блокчейн функционирует как открытая база данных, в которой хранится информация о транзакциях. Уровень безопасности очень высок: запись о каждой новой транз­акции фиксируется не в одном централизованном журнале учета, а мгновенно возникает в широкой компьютерной сети. Несмотря на то что она общедоступна, использовать ее можно только при помощи определенного ключа. Каждое новое использование оставляет неизменяемый след. Другими словами, технология блокчейн избавляет от необходимости привлекать третью сторону для того, чтобы подтвердить или гарантировать совершение сделки.

Финансовый сектор, в частности солидные банки вроде UBS и Deutsche Bank и даже фондовая биржа Nasdaq, быстро адаптировал новую технологию под свои нужды, увидев в ней возможность значительно снизить затраты на осуществление транз­акций. Потенциал блокчейн оценили и в других сферах. «Каждый сектор экономики ищет пути использования технологии», — говорит Джудит Пирсон, президент Breckenridge Private Asset Management Group и соосновательница ведущей компании по страхованию правового статуса в сфере искусства ARIS.

Использование технологии блокчейн на арт-рынке поможет сделать его более прозрачным, что решит одну из главных проблем индустрии. Рынок искусства нередко называют последним нерегулируемым рынком: сделки на нем совершаются на одном лишь доверии.

«Арт-рынок расцвел благодаря недостаточной прозрачности и отсутствию стандартов проведения транзакций», — говорит Пирсон. Такой сетевой цифровой реестр, как блокчейн, позволит проследить все перемещения произведения искусства без необходимости полагаться на бумажные (зачастую ненадежные) документы, подтверждающие его провенанс и историю бытования. Впрочем, на то, чтобы арт-рынок адаптировал под свои нужды новую технологию, могут уйти годы.

Прокладывая путь

Неудивительно, что пионерами использования технологии блокчейн в торговле искусством стали стартапы. К примеру, Ascribe предлагает художникам платформу, которая позволяет выкладывать цифровые произведения в Сеть и продавать их, при этом защищает авторские права художника. Соосновательница Ascribe и бывший куратор Маша Макконаги говорит, что ее компания ставит перед собой цель преодолеть трудности, связанные с коллекционированием цифрового искусства. «В основе ценности всякой работы лежит ее провенанс, но как проследить происхождение цифрового произведения, которое может быть бесплатно скопировано миллионы раз и распространено по всему миру?» На данный момент сервисом Ascribe пользуются более 5 тыс. художников и «десятки организаций» (в 2015 году венский Музей прикладного искусства приобрел несколько произведений художника Харма ван ден Дорпела с гарантией аутентичности от Ascribe).

Доступ для всех

Тем временем основанный в Кремниевой долине стартап Blockai разрабатывает демократичную процедуру защиты авторского права. Платформа позволяет художникам моментально заявлять о своем авторстве и следить за тем, где оно используется. Blockai также функционирует как защита от подделок. «Если кто-нибудь пытается заявить о правах на чужую работу, об этом появится запись, которую не удалить одним кликом», — говорит глава Blockai Натан Лэндз.

Еще одна связанная с искусством компания, использующая технологию блокчейн, — Verisart, основанная бывшим руководителем Sedition and Saatchi Online Робертом Нортоном. Verisart присваивает произведениям искусства сертификаты подлинности. В октябре Нортон и Макконаги приняли участие в открытой дискуссии «Блокчейн, биткоин и Ко. Новые валюты искусства» на Франкфуртской книжной ярмарке. В мае основанный на технологии блокчейн проект запустила французская база данных по искусству Artprice.

Выход в материальный мир

Конечно, цифровое искусство составляет лишь малую долю арт-рынка, поэтому перед разработчиками стоит задача связать блокчейн с материальными художественными ценностями. Одно из решений предлагает Джордж Макдоноу — предприниматель, работающий с блокчейн-технологиями. Его идея заключается в соединении блокчейн с технологией тегирования.

Вместе со своей женой, реставратором произведений изобразительного искусства, и с компанией Norman Ventures Макдоноу создал прототип «чейнмарк» («сетевой метки»), которую можно поместить на поверхность картины. Сама метка представляет собой беспорядочно перемешанные пигменты разного цвета. В результате создается уникальная структура, которую можно «хешировать» в блокчейн. Отсутствие чейнмарк будет свидетельствовать о том, что произведение — подделка. Ставить чейнмарк можно и на свежие холсты. «Представьте себе, что вы молодой художник и зашли на Amazon, чтобы купить холст. Вы сможете выбирать между обычным холстом и холстом, защищенным технологией блокчейн, который навсегда свяжет картину, которую вы на нем напишете, с вашим именем».

При всем ажиотаже, который вызывает новая технология, многие отмечают, что нельзя недооценивать опасности работы с децентрализованным реестром. Для того чтобы глубже познакомить художественное сообщество с технологией блокчейн, в марте этого года художница и соосновательница лондонской художественной организации Furtherfield Рут Кэтлоу и куратор цифрового искусства в лондонской галерее Serpentine Бен Викерс провели в столице Великобритании конференцию, на которую собрались ведущие представители мира технологий и культурной политики. «Мы организовали [эту конференцию], потому что серьезно обеспокоены блокчейн, — говорит Викерс. — Часто технологии незаметно для всех меняют окружающую действительность. Блокчейн кажется нам особенно пугающей, поскольку эта технология может глубинным образом повлиять на власть, идентичность и мировые системы снабжения». В прошлом году Furtherfield провела выставку «Человеческое лицо крипто­экономики». Кроме того, она регулярно устраивает мастер-классы на эту тему, выпустила фильм под названием «Все меняется навсегда» и собирается опубликовать книгу, которая будет закачана в блокчейн.

Демистификация блокчейн

Среди тех, кто ищет способы понять и творчески переосмыслить сложность технологии блокчейн, есть и художники. Именно они разрабатывают эту тему в увлекательной визуальной форме.

Новозеландец Саймон Денни, чья выставка «Будущие государства блокчейн» в октябре прошла в нью-йоркской Petzel Gallery, использовал для иллюстрации технологии игру «Риск». На выставке, продолжающей его экспозицию на Берлинской биеннале, художник рассматривает три ведущие блокчейн-компании через призму настольной игры, посвященной теме завоевания мира. Несмотря на легкий оттенок милитаризма, Денни считает эту технологию позитивной силой и предлагает свой метод борьбы с общим чувством неудовлетворенности, возникающим в результате глобализации.

Он говорит: «Вместо того чтобы скатываться обратно в национализм и прятаться за стеной, [при помощи блокчейн и биткоин] предпринимается попытка создать более справедливую мировую сеть. По крайней мере в этом проекте есть что-то утопическое».

Вопрос о том, начнет ли художественный мир активно использовать технологию блокчейн, остается открытым. Пирсон говорит: «Консультируя некоторые компании, бизнес-план которых мог бы выиграть от использования технологии блокчейн, я знакомила их с этой возможностью, но пока ни одна из них не решилась на этот шаг. Однако ключевое слово здесь „пока“».

Материалы по теме
Просмотры: 6105
Популярные материалы
1
Арт-уик-энд
Французская реклама рубежа веков по рекомендации директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, «личные дела» Рокотова и Айвазовского на выставке в Музее Тропинина и продолжение детской эпопеи с шедеврами в Еврейском музее.
15 марта 2019
2
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
3
Люсьен Фрейд без оговорок
Двухтомник из 500 безупречных по качеству репродукций работ Люсьена Фрейда стал наиболее репрезентативным обзором его художественного наследия.
15 марта 2019
4
Музей Рублева могут выселить из Андроникова монастыря
Русская православная церковь вновь заявила о желании получить ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей имени Рублева. В ответ Союз музеев России потребовал изменений в закон о передаче имущества религиозным организациям.
15 марта 2019
5
Россия и Китай обменялись царскими династиями
Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле.
15 марта 2019
6
TEFAF станет современнее
Изменение отборочной политики TEFAF принесло первые плоды: самая престижная ярмарка классического искусства, которая пройдет в Маастрихте с 16 по 24 марта, откроет двери для 38 новых участников.
15 марта 2019
7
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
8
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
9
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
10
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru