18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Поместное искусство

Самая большая в мире частная коллекция искусства site-specific, «искусства места», пополнилась тремя новыми объектами

В постоянную экспозицию итальянского Фонда Гори вошли три новые инсталляции: «Эхо» турецкой художницы Херы Буюкташчиян, «Звучащая дверь» Даниэля Ломбарди и «Резиденция в Террароссе» Стефано Ариенти.

Принцип пополнения коллекции Гори необычен. Художника приглашают в поместье Челле (на территории которого размещается фонд) и предлагают выбрать любое место, которое его вдохновляет. Это может быть уголок парка или одна из комнат. Автору не задают тему, не ограничивают его фантазию. Главное, чтобы новая инсталляция гармонично вписалась в окружающий пейзаж.

Вилла Челле

Вилла находится неподалеку от Флоренции, совсем рядом с Пистоей — тосканским городом, которому присвоен статус итальянской культурной столицы 2017 года.

В старинном поместье Челле собрана самая большая в мире частная коллекция искусства site-specific, так называемого искусства места. Вилла была построена в XI веке, в XVII столетии реконструирована. С 1800 года ею владела семья Каселли, именно они наняли архитектора Джованни Гамбини, разбившего на территории поместья парк в английском стиле, выглядящий ухоженно, но одновременно естественно, будто все создано природой, а не человеком. Со временем вилла перешла в собственность семьи Гори. Весной 1970 года коллекционер и меценат Джулиано Гори перевез сюда свою обширную коллекцию, найдя наконец идеальное место, способное слиться с искусством и стать его частью.

Коллекция Гори

Коллекция Гори — самая большая в мире частная коллекция работ site-specific, ориентированных на конкретное пространство. Локальность такого искусства может проявляться в использовании материалов, добытых в этом месте, в отсылке к его истории. Художественные объекты максимально естественно вписываются в окружающую среду. Как, например, недавно пополнившая коллекцию инсталляция «Эхо» турецкой художницы Херы Буюкташчиян. Это 14 стальных полудуг высотой 2,5 м, напоминающих шпалеру для винограда. Вилла Челле окружена виноградниками, поэтому инсталляция, образуя естественную аллею, не выглядит инородным объектом.

На сегодняшний день коллекция Гори насчитывает около 70 инсталляций: 48 под открытым небом, остальные — внутри зданий, расположенных на территории поместья. На пленэре разместились работы польской художницы Магдалены Абаканович (группа «Катарсис» из 33 бронзовых человекоподобных фигур); красная стальная пятиметровая инсталляция Альберто Бурри у главного входа в парк (символ фонда), из центра которой открывается круговая панорама местного пейзажа; зеркальный дом французского концептуалиста Даниеля Бюрена (напоминает зеркала-обманки в парках эпохи барокко); а также работы Энрико Кастеллани, Ансельма Кифера, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Микеланджело Пистолетто, Ричарда Серры и других — всего более 50 художников.

В октябре, кроме упомянутой инсталляции «Эхо», в постоянную экспозицию фонда вошли два новых объекта.

Первый — «Звучащая дверь» Даниэля Ломбарди, не только художника, но еще и пианиста и композитора. Это бронзовые монументальные двери для отреставрированной церкви XVII века на территории виллы. Дверь украшена нотными знаками, которые складываются в партию скрипки для композиции Ломбарди Divina.com («Божественная.com»), ее можно слышать каждый раз, когда открывается дверь.

Второй проект, «Резиденция в Террароссе» авторства Стефано Ариенти, занял три комнаты внутри дома. На стенах большеформатные фотографии перемешаны с живописными работами художника, написанными на природе. Произведения Ариенти не впервые на этой вилле: его выставка уже проходила здесь 20 лет назад.

Российские художники на вилле Челле

История Фонда Гори была бы неполной без участия российских художников. В 1987 году фонд финансировал большую выставку советского искусства «Москва — третий Рим» в итальянской столице, ее курировал критик и теоретик искусства Виктор Мизиано. В выставке приняли участие московские концептуалисты Вадим Захаров, Константин Звездочетов, Дмитрий Пригов, Андрей Филиппов, а также Георгий Литичевский, Борис Орлов, Андрей Ройтер.

На следующий год выставка переехала в поместье Челле. На ее открытии Дмитрий Пригов читал свои стихи. Его проект «Без названия» остался в постоянной экспозиции поместья. Он занимает целую комнату, по стенам которой развешаны объекты, сделанные из газеты «Правда». Каждый из них символизирует пять этапов совершенствования человека: зверь, младенец, мужчина, герой, мудрец. Над каждым — бронзовая фигурка на полочке: наполовину человек, наполовину курица, которая сидит на яйце и плачет кровавыми слезами.

Сейчас Пригов — единственный российский художник, чья работа находится в постоянной экспозиции на вилле Челле. Хотя русские бывали тут не раз. В 1991 году Андрей Ройтер создал для фонда временную инсталляцию «Комната Христофора Колумба», а в октябре того же года основатели московской художественной группы БОЛИ Фарид Богдалов и Георгий Литичевский посетили поместье с перформансом «Искусство требует жертв». Художники оказывали помощь жертвам искусства во всех странах и полушариях при помощи магического арт-кубика. Литичевский назвал это «организацией сопротивления распространенной тенденции, заявленной в тезисе о смерти искусства и в поговорке „искусство требует жертв“».

Будущее

В ближайшее время Фонд Гори примет участие в культурной программе «Пистоя — итальянская культурная столица 2017 года». Кроме того, в следующем году его коллекция должна пополниться работой всемирно известного видеоартиста Фабрицио Плесси.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+