18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Ампурдан: одних сводит с ума, других обращает в сюрреализм

№47
Материал из газеты

Каталонский сюрреализм в Государственном Эрмитаже

Выставка, открывающаяся в конце октября в Эрмитаже, — 70 произведений 29 художников, работавших начиная с рубежа XIX–ХХ веков, — готовилась музеем почти пять лет. Она должна продемонстрировать, что знаменитое утверждение Сальвадора Дали: «Сюрреализм — это я» — не преувеличение, а просто неправда. Имена большинства авторов работ, которые будут на выставке, известны только специалистам. В России их картины, скульптуры и графику покажут впервые. Разумеется, ничего из этого нет и в отечественных собраниях.

Куратор выставки Святослав Савватеев убежден, что под испанским сюрреализмом следует понимать именно каталонский, и в первую очередь сюрреализм Ампурдана, одного из районов Каталонии (на каталонском языке — «комарка Эмпурдá»).
Сюрреализм в Каталонии начинался с пейзажей и наследовал традициям импрессионизма. Причина тому — ампурданская трамонтана, ветер, дувший с гор на море и сводивший с ума обычных людей. А талантов он превращал в художников, создавших свою школу сюрреализма, впрочем тесно связанного с международной эстетикой антиискусства — дадаизмом — и модными в то время левацкими идеями. В начале ХХ века художник Хуан Нуньес создал «школу Фигераса», где учились Рамон Реч, Сальвадор Дали, Мариá Бач, Жоакин Бек де Кареда, Льюис Вайреда, Льоренс Кайрó и Антон Казамор.

Старшим современником Дали, мастером сюрреалистического пейзажа был Жоан Масанет-и-Жюли. Ему принадлежат картины Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес и Ночной дозор. Посвящение Рембрандту. Следом за Дали в ряду самых значимых и известных сюрреалистов — уроженец города Кадакеса Анжел Планельс-и-Круаньяс, представленный на выставке Луной на берегу моря и Тоскующим моряком.

Будут в экспозиции и восемь работ Дали, но, даже если бы была показана только одна — Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната, за секунду до пробуждения из Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде, — выставка уже стала бы событием. Картина с обнаженной женой художника, созданная им «по впечатлениям» от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда, давно размножена на всех возможных носителях немыслимыми тиражами. Пора наконец посмотреть и на оригинал.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+