18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Арабскую лампу собирали по частям

№47
Материал из газеты

В Эрмитаже отреставрировали золотую оправу, соединив ее с хрустальным сосудом, который хранился в совершенно другом отделе

В Государственном Эрмитаже 14 октября представят итоги реставрации уникального памятника декоративно-прикладного искусства — арабской масляной лампы из горного хрусталя, датируемой Х веком.

Вот что рассказал корреспонденту TANR заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа Игорь Малкиель: «Лампа была сделана, скорее всего, в Басре или Египте в X — начале XI века из цельного куска горного хрусталя и покрыта уникальной резьбой раннеисламского времени. В начале XVI века в Италии лампа получила оправу из золота, украшенную полихромными эмалями». Сложно сказать, как лампа попала в Италию, но она так поразила умы итальянцев, что они решили дополнительно украсить ее: сделали ножку из горного хрусталя и основание в виде черепахи, фигурку Нептуна, который держит в руках поводья и правит тремя морским коньками. В Эрмитаже лампа сначала хранилась по частям (хрустальный сосуд — в отделе Востока, а золотое убранство — вместе с западным декоративно-прикладным искусством), но затем была собрана и постоянно экспонировалась. Правда, за длительный период бытования у лампы разрушились эмали и крепеж, поэтому реставрационной комиссией было принято решение о комплексной реставрации.

Работы заняли четыре месяца. Важными инструментами стали специальные микроскопы Zeiss. Уникальная лазерная очистка позволила без ущерба для лампы убрать все загрязнения с поверхности металла. С помощью лазерной сварки последнего поколения смогли восстановить золотой крепеж. Благодаря новым технологиям удалось укрепить все эмали. Также была использована техника восстановления эмалей с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов: принцип в ней тот же, что и в затвердевающих под ультрафиолетом зубных пломбах, хотя музейные технологии сложнее. «Мы смогли полностью восстановить этот шедевр. Отныне лампа находится в постоянной экспозиции и может гастролировать. Большое содействие в реставрации этого уникального экспоната оказала фирма Cartier, не только выступившая спонсором проекта, но и активно наблюдавшая за нашей работой», — рассказал Малкиель.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+