18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Механика инсайдера

№47
Материал из газеты

Фотографический архив Георгия Кизевальтера, много лет снимавшего деятелей неофициального искусства, положен в основу альбома «Инсайдер»

Представитель московского концептуализма и сооснователь группы «Коллективные действия», Георгий Кизевальтер в последние годы выступает хроникером и архивариусом неофициального искусства СССР. К составленным им ранее книгам интервью с семидесятниками и восьмидесятниками теперь добавился альбом Инсайдер — фотоархив художника, переданный в дар Музею современного искусства «Гараж», куда включены снимки с начала 1970-х по конец 1980‑х годов.
Нельзя сказать, что архив Кизевальтера не был известен ранее. Его почти канонический портрет группы «Мухомор» (1981) растиражирован многократно, как и снимки акций «Коллективных действий». Но фотографии при этом зачастую публиковались без указания авторства, да и архив не был систематизирован полностью.

Инвентаризацию этого массива данных провела историк искусства Саша Обухова. Она же выступила куратором выставки фотоархива Кизевальтера, прошедшей годом ранее в «Гараже».

В 1982 году Георгий Кизевальтер совместно с художником Вадимом Захаровым придумал проект По мастерским. Художники приходили к коллегам по цеху, Захаров записывал интервью, а Кизевальтер документировал происходившее на пленку. Важнейший исторический документ и одновременно художественный артефакт с машинописными текстами и авторскими снимками, он осел в частных собраниях и частично воспроизведен в Инсайдере. Подобный дуализм, пограничное положение между документом и художественным жестом, характеризует многие серии Кизевальтера. Комнаты художников (1985) с интерьерами жилищ московского неофициального бомонда и авторскими комментариями к ним. Феерически смешная серия Любишь меня, люби мой зонтик (1984): персонажи сфотографированы с зонтами, которые толкуются как «символы искусства и аллюзия на индивидуальное творчество».

Если отвлечься от художественной составляющей, то перед нами почти энциклопедический архив советского андерграунда с по-настоящему редкими и уникальными материалами. Акции «Коллективных действий». Выставки в галерее AПTАРТ (1984–1986) — колыбели российской «новой волны», открытой в своей квартире художником Никитой Алексе­евым. Деятельность Клуба авангардистов (КЛАВА) — первой зарегистрированной организации неофициальных художников.
Кизевальтер, по его словам, не отличался «осознанным отношением историка» и фотографировал «механически» в суете дел — если камеру взял с собой, а не забыл по случайности дома. Пропуская важные исторические события вроде Бульдозерной выставки (1974), художник документировал ближайшее окружение, которое сегодня предстает как тесное сообщество, чья жизнь и стала материалом исторических изысканий. И сделалась видимой благодаря «инсайдерам» с их машинописными дневниками, архивными папками, «Зенитами» и «Никонами». 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+