18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Художники всех стран, объединяйтесь! Все как по Марксу, только без «Капитала»

Первый в России масштабный показ легендарного коллектива NSK в «Гараже»

Зритель, попавший на выставку словенского коллектива Neue Slowenische Kunst («Новое словенское искусство»), будет немало озадачен. Прежде всего в глаза ему бросятся массивные рамы, уместные в каком-нибудь салоне для любителей красоты и роскоши, но не в музее современного искусства. Конечно, если присмотреться, то обнаружится, что в эти рамы втиснуто что попало: от соцреализма и тоталитарного искусства до мягкого модернизма, салона и советского авангарда. Из сопроводительных текстов можно узнать, что таким образом группа художников из Любляны искала национальную идентичность в период со смерти Иосифа Броз Тито в 1980-м и по ­1992-й, когда распалась Югославия.

Страна находилась на перекрестке самых разных культурных течений. Соцреализм там оказывался каким-то нежным, почти салонным. Более того, руководство страны вполне благодушно относилось к разного рода экспериментам, тоже, по правде говоря, довольно салонным. Все это, наверное, так и было. Но почему тогда между развешанными в строгом музейном стиле картинами располагаются чучела зверей? И наконец, причем тут Казимир Малевич? Его Черный крест 1915 года стал своего рода эмблемой коллектива.

Объяснение этому странному явлению звучит как-то избыточно лукаво и наивно: оказывается, в те времена в Югославии все увлеклись супрематизмом. Подобного рода странности можно было бы перечислять и дальше, но их разгадка проста. Собравшаяся в начале 1980-х компания молодых словенских интеллектуалов: художников, музыкантов, философов и театральных деятелей — с большим подозрением смотрела на всевозможные культурные ценности. Они еще не читали основополагающего текста Бориса Гройса о том, что есть некая прямая связь между прекрасным русским авангардом и ужасным соцреализмом, что символы тоталитарного легко конвертируются в чистую «развлекуху» и обратно.

Композицию Geburt einer Nation (Рождение нации, 1987) входящей в объединение индастриал-группы Laibach можно было бы пускать в качестве саундтрека к фильмам Лени Рифеншталь. Но на самом деле это переработка незатейливой песенки One Vision группы Queen. И даже немецкий язык в наименовании объединения на самом деле звучал вызывающе для Словении, которая много веков находилась под германским владычеством. И далее, в конце 1980-х, большинство жителей распадающегося советского блока полагали, что коммунизм — это плохо, а капитализм — хорошо.

О том, что реальность оказалась не так проста, указывает само название выставки в «Гараже» — От «Капитала» к капиталу (куратор — Зденка Бадовинац, директор Музея современного искусства Любляны). Об этой сложности не подозревали и русские участники встреч с группой в Москве в ­1992-м. Они происходили в обычной московской квартире, получившей высокий статус «посольства NSK», — так была произведена манифестация нового утопического государства без территории, но с конституцией и паспортами.

Художник сам по себе институция, а несколько художников — уже государство. Один американский журналист заметил, что художники из маленьких и бедных стран не могут позволить себе быть скучными и провинциальными. Это так, но однажды страшная реальность сплелась с отличной шуткой. Получившие паспорта москвичи сохранили эти странные артефакты в своих архивах, а вот жители Боснии, где как раз в момент открытия очередного посольства NSK начались трагические события, смогли воспользоваться этими симулякрами и укрыться в более спокойном месте. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+