18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Международная политика и экономика в чайниках

№46
Материал из газеты

Как британское серебро соблазняло Россию XVIII века

В Государственном Эр­митаже хранится 370 серебряных предметов британского происхождения разной ценности и размера — от наперстков до передачи для вина, лохани-холодильника (1740), такой большой, что в ней можно было купать малолетнего Иоанна VI. Этот сосуд Джернегена — Кендлера, знакомый английской публике только по гальванокопии Элкингтона 1880-х годов (Музей Виктории и Альберта), называли как «самым выдающимся произведением из серебра, созданным в Англии XVIII века», так и «самым уродливым». На внутренней стороне лохани — гравировка, изображающая фонтаны с бьющей из пастей драконов водой, вдохновленная рисунками Жака де Лажу. Когда сосуд был готов, Мейнелл не смог выкупить его, и в 1737 году передачу выставили в качестве приза в лотерее. Победителем стал Уильям Бэттин, в 1738-м продавший предмет российскому императору.

Клеймо Кендлера стоит и на украшенном цветами и российским императорским гербом туалетном зеркале, вошедшем в опись дворца в Ораниенбауме. Для того же интерьера через русского посланника в Лондоне приобрели эффектный чайник-бульотку в китайском стиле работы Николаса Спримонта. В ведении к каталогу British Silver: State Hermitage Museum Catalogue (Британское серебро: каталог коллекции Государственного Эрмитажа) Марина Лопато рассказывает, как, благодаря расцвету экономических и политических связей между Англией и Россией, здесь развивался вкус к европейскому декоративно-прикладному искусству. В числе русских посланников в Лондоне был Александр Михайлович Голицын, в 1759 году доставивший ко двору украшенный бриллиантами туалетный прибор для императрицы (не сохранился). Екатерина Великая стала «самым превосходным клиентом» лондонских придворных ювелиров Rundell, Bridge & Rundell.

Благодаря качественным фотографиям в каталоге можно убедиться в том, что поверхность всех предметов сохранилась в великолепном состоянии. Этим мы обязаны заботливому русскому небрежению чисткой серебра.

На русском языке каталог эрмитажной коллекции вышел в 2013 году. Мастерский перевод для английского издания, приуроченного к 250-летию музея, подготовила Кэтрин Филлипс. Большой вклад в дело распространения зданий об эрмитажной коллекции изобразительного и прикладного искусства внес профессор Брайан Аллен на посту лондонского директора Центра по изучению британского искусства Пола Меллона и председателя британского Общества друзей Эрмитажа. Теперь информация о самой значимой за пределами Соединенного Королевства коллекции английского серебра стала доступна широкой международной аудитории. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+