18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристы, Сальвадор Дали, Энди Уорхол: все под каблуком у моды

№46
Материал из газеты

Масштабный проект Музея Феррагамо во Флоренции о связях искусства и моды

Центральной площадкой выставки-исследования о том, как главные направления в искусстве влияли на моду, стал музей Сальваторе Феррагамо (1898–1960), легендарного дизайнера обуви, которого называли «королем сапожников и сапожником королей». Сальваторе происходил из небогатой итальянской семьи; переехав в США, он добился невероятного успеха в обувном деле, что позволило ему вернуться в Италию и в 1927 году открыть собственное производство во Флоренции.

Феррагамо был ярым поклонником ручного труда и флорентийских мастерских эпохи Возрождения, на которые он ориентировался при создании собственных мастерских. Он считал, что машинным способом ничего хорошего создать не получится, по крайней мере в отношении обуви. С миром искусства Феррагамо был связан непосредственно: хорошо знал местные музейные и личные собрания, в частности коллекцию Фредерика Стибберта, где было много прикладного искусства, делал обувь для Пегги Гуггенхайм, а логотип его бренда создал футурист Лучо Венна — на выставке покажут его рекламные плакаты. Также в раздел, посвященный истории самого Феррагамо, включены работы Кеннета Ноланда (1924–2010) — американского абстракциониста, известного своими полотнами с цветными кругами, которые перекочевали на туфли Феррагамо.

В экспозицию включены и другие знаковые произведения искусства, повлиявшие на моду. Их прислали ведущие мировые музейные и частные коллекции, среди которых Филадельфийский художественный музей, Институт костюма в Киото и Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана. Также к открытию выставки были специально созданы объекты современного искусства. Британский художник Йинка Шонибаре представил инсталляцию на тему мультикультурализма и колониализма: застывшие в театральных позах манекены наряжены в европейские костюмы XVIII–XIX веков, однако сделаны они из африканского батика.

В одном из залов можно увидеть работы Розы Дженони, феминистки и социалистки, сделавшей карьеру в мире моды. Это два платья, которые выставлялись на Всемирной выставке в Милане в 1906 году. Причем одно из них — прямая отсылка к Весне Боттичелли, а второе вдохновлено рисунком Антонио Пизанелло из Музея Конде в Шантийи. Наряды стали манифестом новой итальянской моды, до этого в основном оглядывавшейся на французскую. Конечно, без Франции и здесь не обошлось: Феррагамо вдохновлялся творчеством Сони Делоне.

Внимание в экспозиции уделено и отдельным художникам, проявлявшим интерес к декоративности в широком смысле и костюму в частности, как прерафаэлиты и Густав Климт. Плод прямой совместной работы модельера и художника — платье с омаром Сальвадора Дали работы Эльзы Скьяпарелли представлено по соседству с платьем Мондриан Ива Сен-Лорана. Целый раздел посвящен Энди Уорхолу, поклоннику обуви Феррагамо, и его работе в fashion-индустрии. Там можно увидеть его Супер-платье (от слова «суп»), воспроизводящее банки знаменитого супа Campbell’s. Экспозиция получилась столь необъятной, что пришлось задействовать и другие площадки. Например, в Музее Марино Марини на выставке Совмещение были представлены произведения, созданные известными художниками для разных мероприятий дома Salvatore Ferragamo. В Галерее костюма в Палаццо Питти прошла ретроспектива, посвященная Розе Дженони. В настоящее время в Национальной центральной библиотеке Флоренции в рамках проекта проходит выставка итальянской fashion-периодики XIX века (до 15 октября), а в Музее тканей в Прато прослеживается вся послевоенная история итальянского текстиля (до 19 февраля 2017 года).

Музей Сальваторе Феррагамо
Сквозь искусство и моду

До 7 апреля 2017

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+