18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Шедевр под слоем шпаклевки

№46
Материал из газеты

Реставрация одного монументального панно Василия Маслова завершена, но второе все еще на грани гибели

Летом в Москве впервые показали отреставрированное панно Василия Маслова (1905–1938) Индустриализация (2х6 м), обнаруженное под обоями и слоями старой краски и снятое со стены в погибшем уже доме Стройбюро в Болшеве. Судьба второго, парного панно непредсказуема: неясно, разрешат ли власти подмосковного Королева его спасти. TANR писала об этом в январе 2014 года. Дом Стройбюро — главное здание Болшевской трудовой коммуны № 1 НКВД по перевоспитанию малолетних правонарушителей, той самой, о которой снят знаменитый фильм Путевка в жизнь. Дом построили в 1928–1930 годах по проекту Аркадия Лангмана (автора, в частности, стадиона «Динамо») и его постоянного соавтора Лазаря Чериковера. Выдающийся объект авангардной архитектуры, как и коммуна, был предметом гордости — сюда привозили важных иностранцев, бывавших в СССР. Еще в 2013-м дом Стройбюро даже числился заявленным памятником и проходил экспертизу для постановки на охрану. По закону его нельзя было трогать. Но строительная компания «Развитие-ХХІ», собиравшаяся возводить здесь 19-этажный дом, спешно начала снос, чтобы спасать было уже нечего. И тут герои из местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) вместе с сотрудниками городского музея обнаружили на одной из стен масштабные росписи, сделанные Василием Масловым, бывшим коммунаром.

«О том, что такая масляная стенопись есть, мы знали, — вспоминает Наталья Борисова, доцент кафедры реставрации Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, под чьим руководством и проводились работы по восстановлению панно. — Когда беда случилась с домом Стройбюро, стало понятно, что отступать некуда, надо срочно эту стенопись искать. Информация была о двух панно, но снять успели одно, второе отложили до весны».

Беспризорник Василий Маслов попал в коммуну по протекции Максима Горького и получил шанс на новую жизнь. Художник-самоучка, позже окончивший Вхутеин, он находился под влиянием немецких экспрессионистов и французских кубистов. В Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть станковую живопись художника, но из его монументальных вещей сохранились только те, что в Королеве. Авангардного монументального искусства тех лет (росписей фабрик-кухонь и клубов) почти не осталось. Тем уникальнее открытые панно. В 1938-м, как и многих других коммунаров, Маслова репрессировали, расстреляв на Бутовском полигоне. Шестиметровое, на всю стену бывшего клуба коммуны, панно Индустриализация с паровозами, баржами, мостами и Лениным, по сути, памятник художнику.

Панно нашли под слоями обоев, краски и шпаклевки. Пока застройщик ненадолго отложил снос, под ковшами экскаваторов роспись сняли со стены. Ее разделили на 12 секторов, снимая по два сектора сразу, — получилось шесть фрагментов. Сделали это реставраторы Филипп Гузанов и Константин Маслов, однофамилец художника, при участии активистов ВООПИиК, сотрудников музея, преподавателей и студентов Строгановской академии. Живопись укрепили, покрыли полимером и срубили ножами вместе со штукатурным основанием. А потом, перевернув, заклеили красочный слой с тыльной стороны и таким образом транспортировали в Москву. Сроки, отведенные на снятие панно, не позволили идеально соблюсти технологию: перевозить надо было, уложив фрагменты стенописи на плоские щиты, а их свернули. Из-за этого на сгибах, по свидетельству реставраторов, образовалось крошево — красочный слой местами приходилось собирать как мозаику. Расчищенное панно превзошло все ожидания. «До этого нам казалось, что это такой советский хлам, — признается Наталья Борисова, — но, когда мы разложили фрагменты на планшетах и живопись стала открываться, мы увидели всю ее мощь, экспрессию…»

В июле-августе шедевр Маслова впервые показали на выставке дипломных работ выпускников МГХПА им. Строганова (кафедры реставрации монументально-декоративной живописи), прошедшей в выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Борисова считает, что второе панно еще интереснее. Пока оно остается на стене здания, которого фактически уже нет. Последний акт вандализма случился 8 марта 2015 года: в праздник, как это обычно бывает, вопреки запрету городской администрации, тяжелой техникой были завалены подходы к стене. Кто это сделал, неизвестно; якобы даже ведется следствие, но результатов нет. Второе панно пережило зиму без крыши — и второй зимы не перенесет. «Мы сделали анализ штукатурного основания, — говорит Борисова, — в его составе гипс. От влаги он будет и дальше разбухать, живопись может погибнуть».

Пытаясь спасти памятник, реставраторы обращались с письмами к президенту РФ и к губернатору Московской области (ведь после реставрации панно будут выставлены в музее города Королева). Понимая тщетность усилий, никто уже не претендует на сохранение остатков здания — живопись хотя бы спасти. Тем более что труд реставраторов ничего государству не стоил: по информации TANR, при работе над первым панно Строгановке возместили лишь стоимость расходных материалов, ученые и студенты работали бесплатно и готовы работать над ним дальше. Снять панно необходимо немедленно, до холодов, до середины сентября.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+