18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Новый европейский гуманист Стефан Балкенхол

Это не первая выставка немецкого скульптора Стефана Балкенхола (р. 1957) в Москве. В 2010 году его фирменные резные доски с раскрашенными рельефами и деревянные фигуры в рост показывала Галерея Гари Татинцяна. Теперешняя же выставка обещает быть уже полноценной ретроспективой, куда будут включены работы за последние 15 лет и серия рельефов на тему видов российской столицы, созданная специально к московскому проекту.

Деревянные скульптуры Балкенхола, выпускника Гамбургской школы изящных искусств не теряют популярности с середины 1980-х, когда он начал работать как скульптор, избрав эстетику экспрессионизма, уходящего корнями в немецкое Средневековье и народное искусство. В какой-то степени это было вызовом Балкенхола мейнстриму времени — абстракции, минимализму и концептуализму, доминировавшим на арт-сцене. Его типичные персонажи — мужчина в белой рубашке и черных брюках, женщина в черном платье — встречаются на каждой статусной ярмарке искусства, а монументальные работы украшают многие европейские города.

Безыскусная простота героев Балкенхола вовсе не следствие наивности скульптора, а продуманная позиция, за которой стоит мощный культурный бэкграунд, и прежде всего современный европейский гуманизм. То есть, в отличие от классики с ее культом героя, Балкенхол ставит на пьедестал «человека обыкновенного». Офисные работники, дворовые мальчишки, соседские девчонки, обычные люди, но увековеченные как супергерои.

Не чужда Балкенхолу и идея равноправия полов, он отстаивает новую гендерную роль мужчины, как, например, в своем рельефе Пин-ап, где обыгрывается новое понимание мужской привлекательности: обнаженный мужчина застыл в позе, характерной для эротических картинок с женскими фигурами.

Впрочем, Балкенхолу свойственна не только гуманистическая патетика, нередко он позволяет себе быть саркастичным по тоношению к своим персонажам. Его герои, увенчанные коронами, не величественны, они даже нелепы и смешны. Тут скульптор стоит на позициях народной культуры, высмеивающей сильных мира сего.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+