18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

1991-й: как все начиналось

1991 год — это не только Борис Ельцин на танке у Белого дома и ликующая толпа, отвоевавшая свое право на свободу, но и та самая точка, с которой началась история современного российского искусства. Музей Art4 и галерея VP Studio, отмечающая в этом году свое 20-летие, решили посвятить этому знаковому году отдельную выставку. Ее кураторы Вера Погодина и Наталья Грабарь отобрали работы, датированные 1991 годом или около него, чтобы дать развернутую картину расстановки художественных сил на пороге последнего десятилетия ХХ века.

Для многих 1990-е останутся эпохой акционизма, которая началась с непечатного слова из трех букв, выложенного телами художников из группы «Эти» на Красной площади. Однако на выставке становится ясно, насколько сложнее была панорама художественной жизни. Нелишне вспомнить, что в начале 1990-х акционисты ворвались в храм концептуализма, точно леопарды из инсталляции Анатолия Осмоловского в галерее «Риджина». Московский романтический концептуализм все еще оставался самым влиятельным течением отечественного искусства, а новое поколение выбрало не только акционизм, но и в пику «новым диким» неоакадемизм. Художники же более молодого поколения начали осваивать и другие жанры. Владислав Мамышев играет в травестию, Алексей Шульгин совершенствует взаимодействие новых технологий и искусства, приставив мотор к репродукции старинной гравюры. Авдей Тер-Оганьян в 1991 году открывает галерею в Трехпрудном переулке, где изображает объект, лежа мертвецки пьяным на полу.

На выставке анонсирован перформанс и другого столпа — Олега Кулика, в начале 1990-х куратора галереи «Риджина», но чьи громкие акции вроде убиения поросенка можно смело причислить к его произведениям. Айдан Салахова, Евгений Митта и Александр Якут уже в конце 1980-х образуют коалицию эстетов, близких по духу Новой академии Тимура Новикова. Еще более неожиданны на выставке образцы раннего творчества нынешних мэтров постмодерна: невозможно догадаться, что автор романтического ночного пейзажа с лыжниками — будущий Starz Владимир Дубосарский.

На выставке не так много «политических» работ вроде портретов Горбачева в стиле поп-арта Александра Косолапова. Часть авторов начала 1990-х, давно ушли с передовой, а их работы стали раритетами. Как  картины Свена Гундлаха и группы «Чемпионы мира» из частных коллекций — редкие гости на выставках. Коллекционные редкости — большое достоинство выставки, дающей возможность еще раз оценить искусство времени, ставшего очередной оттепелью в череде застоев. 

Музей Art4
1991
До 16 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+