18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

История о том, как упал и разбился старинный алтарь

№45
Материал из газеты

Недавно опубликованные документы свидетельствуют о том, что произведение XIV века сильно пострадало уже в наше время. Однако виновники произошедшего отсутствуют

Стало известно, что в 1989 году алтарь XIV века из коллекции лондонской Национальной галереи упал и раскололся надвое. Согласно опубликованным протоколам заседаний попечительского совета, Нил Макгрегор, занимавший тогда пост директора музея, объявил на одном из собраний, что это, «пожалуй, самое тяжелое в истории галереи непреднамеренное повреждение, ведь этот шедевр — один из немногих алтарей XIV века, дошедших до нас в оригинальной раме». Несчастный случай произошел, когда Распятие (1369–1370) Якопо ди Чоне оставили на ночь в фотостудии, где его снимали для выставки Итальянская живопись до 1400 года, открывшейся в ноябре 1989-го. Алтарь упал с под­ставки, задев установленную на штатив камеру. Произведение полутораметровой высоты, написанное на трех досках из тополя, раскололось. Также пострадал верх резного позолоченного балдахина.

Попечителям галереи сообщили об инциденте в следующем месяце. В акте записано: «Установлены причины падения алтаря с подставки. Виновник произошедшего отсутствует, в числе возможных предпосылок происшествия можно назвать беспрецедентные со времен [Второй мировой] вой­ны масштабы внутренней ротации произведений искусства [в галерее]… Решение прикрепить работу к подставке при помощи зажимов по бокам признано ошибочным. Оно было принято без рекомендаций работников отдела реставрации, однако обращение в отдел не требовалось… не представлялось возможным в полной мере оценить, до какой степени хрупок балдахин [алтаря]: из него была собрана целая коробка пыли от мебельного точильщика, и выяснилось, что в некоторых местах он держался только на гипсе и позолоте».

Далее отколовшуюся часть приклеили на место, а утраты заполнили. Балдахин укрепили акриловыми смолами, задник — слоем судостроительной фанеры, чтобы освободить верхнюю часть рамы от нагрузки.

Сообщение о повреждении алтаря появилось в ежемесячном бюллетене галереи, но было сформулировано так, чтобы читатели не догадались о степени серьезности несчастного случая. Строго говоря, музей опубликовал заведомо ложную информацию. В статье говорилось: «Мебельный точильщик веками разрушал балдахин над центральной панелью алтаря, и она оказалась настолько хрупкой, что пострадала при обследовании… Повреждение шло десятилетиями из-за заражения вредителями часовни в Тоскане, откуда происходит алтарь». Ни слова о недавнем падении.

Произведение быстро отреставрировали, включив в экспозицию. И хотя реставрация была связана с рядом трудностей, статья в каталоге повторяла краткий отчет о случайном повреждении балдахина.

В полном каталоге Итальянская живопись до 1400 года, выпущенном Национальной галереей в 2011 году, информации еще меньше. В разделе, посвященном «конструкции и состоянию панелей», происшествие косвенно упоминается лишь в формулировке «значительное повреждение в результате деятельности паразитов и некоторое число трещин», появившихся за 640-летнюю историю алтаря.

Весной нынешнего года представительница галереи рассказала The Art Newspaper о том, что панель присоединили заново, кроме того, «на место вернули несколько отслоившихся кусочков оригинального красочного слоя». «Согласно составленному тогда внутреннему отчету к инциденту привела не ошибка персонала, но такие факторы, как недооцененная хрупкость алтаря, неудачная конструкция подставки и необычно активное перемещение произведений искусства», — добавила она. По ее словам, «галерея извлекла урок в том, что касается протокола, обучения персонала и использования оборудования».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+