18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

История о том, как упал и разбился старинный алтарь

№45
Материал из газеты

Недавно опубликованные документы свидетельствуют о том, что произведение XIV века сильно пострадало уже в наше время. Однако виновники произошедшего отсутствуют

Стало известно, что в 1989 году алтарь XIV века из коллекции лондонской Национальной галереи упал и раскололся надвое. Согласно опубликованным протоколам заседаний попечительского совета, Нил Макгрегор, занимавший тогда пост директора музея, объявил на одном из собраний, что это, «пожалуй, самое тяжелое в истории галереи непреднамеренное повреждение, ведь этот шедевр — один из немногих алтарей XIV века, дошедших до нас в оригинальной раме». Несчастный случай произошел, когда Распятие (1369–1370) Якопо ди Чоне оставили на ночь в фотостудии, где его снимали для выставки Итальянская живопись до 1400 года, открывшейся в ноябре 1989-го. Алтарь упал с под­ставки, задев установленную на штатив камеру. Произведение полутораметровой высоты, написанное на трех досках из тополя, раскололось. Также пострадал верх резного позолоченного балдахина.

Попечителям галереи сообщили об инциденте в следующем месяце. В акте записано: «Установлены причины падения алтаря с подставки. Виновник произошедшего отсутствует, в числе возможных предпосылок происшествия можно назвать беспрецедентные со времен [Второй мировой] вой­ны масштабы внутренней ротации произведений искусства [в галерее]… Решение прикрепить работу к подставке при помощи зажимов по бокам признано ошибочным. Оно было принято без рекомендаций работников отдела реставрации, однако обращение в отдел не требовалось… не представлялось возможным в полной мере оценить, до какой степени хрупок балдахин [алтаря]: из него была собрана целая коробка пыли от мебельного точильщика, и выяснилось, что в некоторых местах он держался только на гипсе и позолоте».

Далее отколовшуюся часть приклеили на место, а утраты заполнили. Балдахин укрепили акриловыми смолами, задник — слоем судостроительной фанеры, чтобы освободить верхнюю часть рамы от нагрузки.

Сообщение о повреждении алтаря появилось в ежемесячном бюллетене галереи, но было сформулировано так, чтобы читатели не догадались о степени серьезности несчастного случая. Строго говоря, музей опубликовал заведомо ложную информацию. В статье говорилось: «Мебельный точильщик веками разрушал балдахин над центральной панелью алтаря, и она оказалась настолько хрупкой, что пострадала при обследовании… Повреждение шло десятилетиями из-за заражения вредителями часовни в Тоскане, откуда происходит алтарь». Ни слова о недавнем падении.

Произведение быстро отреставрировали, включив в экспозицию. И хотя реставрация была связана с рядом трудностей, статья в каталоге повторяла краткий отчет о случайном повреждении балдахина.

В полном каталоге Итальянская живопись до 1400 года, выпущенном Национальной галереей в 2011 году, информации еще меньше. В разделе, посвященном «конструкции и состоянию панелей», происшествие косвенно упоминается лишь в формулировке «значительное повреждение в результате деятельности паразитов и некоторое число трещин», появившихся за 640-летнюю историю алтаря.

Весной нынешнего года представительница галереи рассказала The Art Newspaper о том, что панель присоединили заново, кроме того, «на место вернули несколько отслоившихся кусочков оригинального красочного слоя». «Согласно составленному тогда внутреннему отчету к инциденту привела не ошибка персонала, но такие факторы, как недооцененная хрупкость алтаря, неудачная конструкция подставки и необычно активное перемещение произведений искусства», — добавила она. По ее словам, «галерея извлекла урок в том, что касается протокола, обучения персонала и использования оборудования».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+