18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Внимание ведущих музеев и художников приковано к тысячам беженцев

№45
Материал из газеты

Художники и культурные институции все чаще обращаются к проблеме миграционного кризиса в Европе

Ай Вэйвэй в мае представил новую работу, посвященную продолжающему набирать обороты гуманитарному кризису в Европе и на ее границах. Китайский художник, организовавший временную мастерскую на греческом острове Лесбос, на своей выставке в Музее кикладского искусства в Афинах сопоставляет древнегреческий погребальный сосуд для сбора слез плакальщиков с баллонами слезоточивого газа, которым разгоняли беженцев из лагеря Идомени на границе Греции с Македонией. Среди других работ с выставки Ай Вэйвэй в Музее кикладского искусства (до 30 октября), также посвященных нелегкой судьбе мигрантов, — Обои для iPhone (2016), коллаж, состоящий из 12,03 тыс. снятых художником на смартфон снимков людей, ищущих убежища.

«Как будто я упал в глубокую черную дыру, — так говорит художник о своем первом визите на Лесбос, ставший перевалочным пунктом для более 80% беженцев, прибывающих в Европу. — Мы ехали по берегу, и вдруг я увидел пустую лодку, которую относило в море. Я выскочил из машины и запрыгнул в нее, она была наполовину затоплена. И долго сидел там, представляя, как меня поглощает океан. Вот тогда я и решил перенести свою студию на Лесбос».

Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке одним из последних присоединился к обсуждению гуманитарного кризиса, который до сих пор рассматривался в основном как проблема Ближнего Востока и Европы. Здесь показывают серию фильмов марокканско-французской художницы Бухры Халили о восьми нелегальных мигрантах (до 28 августа), а 1 октября откроется выставка, посвященная архитектуре приютов и лагерей для беженцев.

Директора MoMA Гленна Лоури недавно пригласили на CNN редактировать серию видеосюжетов на тему миграции. «Думаю, 2016-й может стать решающим годом для всех нас», — говорит Лоури, отмечая, что именно художники многие годы противостояли последствиям массовых миграций. В пример он приводит работу Халили Путешествие по карте, созданную в 2008–2011 годах. В фильме показывают беженцев, отмечающих черным маркером на политической карте мира свой путь, параллельно за кадром они рассказывают истории своей жизни. «[Халили] близко к сердцу принимает этот кризис... и она заставляет нас понять, что это касается каждого и просто нельзя оставаться равнодушным», — замечает Лоури.

Европейские музеи первыми встали на защиту беженцев. Некоторые из них начали работать непосредственно с мигрантами задолго до нынешнего кризиса. Так, Музей современного искусства «Луизиана» из датского города Хумлебек в 2006 году запустил проект Путешествия с искусством. В апреле он был отмечен наградой Международного совета музеев как лучшая инициатива: это художественные занятия для детей-беженцев при участии датского отделения Красного Креста. Фокус проекта в последние годы сместился, по словам его руководителя Лин Али Хайдер. В 2006 году большинство прибывающих в Данию детей были в возрасте от 8 до 12 лет, они искали убежища вместе со своими семьями. Теперь же среди мигрантов много несовершеннолетних, от 16 до 18 лет, приехавших без взрослых. «Взаимодействие с искусством, погружение в мир творчества и возможность общаться с ровесниками в спокойной обстановке — все это очень важно для этих молодых людей, которые, естественно, очень беспокоятся по поводу своего будущего», — говорит Хайдер.

Датско-исландский художник Олафур Элиассон совместно с Музеем современного искусства Тиссен-Борнемиса (TBA21) в Вене организовал проект под названием Зеленый свет. До начала июня беженцы и мигранты, а также местные студенты приглашались поучаствовать в художественных мастер-классах, где можно было научиться делать лампы из переработанных материалов. «Зеленый свет — символ гостеприимства, — объясняет Элиассон. — Совместно работая в художественном контексте, участники смогут не только создать элементы модульного освещения, но и сформировать общую среду, в которой различия не только принимаются, но и приветствуются». Лампы, изготовленные из стаканчиков для йогурта, пластиковых пакетов, нейлона и неоновых зеленых светодиодов, стоят €300. Вырученные средства перечисляются в фонд Красного Креста в Вене и на другие проекты помощи беженцам в Австрии.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+