18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Из ада в рай перелетая: как у 100 персонажей проявились эмоции

№44
Материал из газеты

Инновационный метод очистки вернул фламандской шпалере утраченную четкость — на лицах героев проступили страх и ужас, благоговение, любопытство или почтение — в зависимости от того, в какую сторону персонажи направляются

Вустерский художественный музей в Мас­сачусетсе празднует возвращение своего 511-летнего любимца, помолодевшего и получившего новую атрибуцию после двух лет реставрационных работ в мастерской, расположенной за 5,6 тыс. км от дома. Фламандская шпалера Страшный суд, созданная в Брюсселе приблизительно в 1505 году и входящая в цикл из десяти ковров Искупление грехов человеческих, заняла прежнее место в экспозиции, откуда ее сняли в 1990 году по соображениям сохранности.

Шпалера попала в коллекцию музея в 1935 году, ее приобрел молодой тогда и энергичный директор Фрэнсис Генри Тейлор, впоследствии возглавивший нью-йоркский Метрополитен-музей. К возвращению шедевра вустерский музей приурочил выставку, посвященную его реставрации и новым методам исследования тканей.

По словам Риты Альбертсон, старшего реставратора музея, этот сюжетный ковер был создан в эпоху технического и эстетического расцвета шпалерного ткачества. Тогда знаменитейшие художники Северной Европы участвовали в разработке дизайна ковров, стремясь привнести в эту сферу такие достижения живописи, как трехмерность. «Ткачи черпали вдохновение в творчестве великих, — рассказывает Альбертсон. — В их число входил работавший в Брюсселе и в Антверпене художник Колин де Котер». Именно он, как установила бельгийка Катлин Перье-Д’Итерен, создал картон и для вустерского Страшного суда. Считается, что шпалера входила в коллекцию португальского короля Мануэла I.

Пыль, выцветание, вызванное синтетическими красителями предыдущих реставраций, а также общая изношенность от 55-летнего непрерывного экспонирования сделали шпалеру с изображением более 100 трехмерных фигур трудночитаемой. Благодаря финансовой поддержке Фонда Рене и Карин Йонкхере при брюссельском Фонде короля Бодуэна экспонат отправили в бельгийский город Мехелен. Королевская шпалерная мануфактура De Wit, семейная мастерская, основанная 127 лет назад и сегодня специализирующаяся на реставрации и консервации текстильных изделий, разработала инновационный метод очистки ковров при помощи аэрозоля, высасывающего из ткани пыль и грязь без погружения в водяную баню.

Благодаря этому минимализируется риск того, что ткань сядет, полиняет или сморщится. Старинную шпалеру, разложенную на специальном впитывающем столе, опыляют мягким очищающим раствором, который проникает в ткань на протяжении часа.

Специалисты устранили поблекшие элементы предыдущих реставраций. По мнению директора фирмы Ивана Маса Де Вита, эти вмешательства были сделаны в конце XIX или в начале ХХ века, когда появились синтетические анилиновые красители. Нестабильность их обнаружилась лишь много лет спустя.

Альбертсон говорит, что заметнее всего перемены в лицах изображенных на шпалере людей. «Раньше они были серыми и безжизненными. Теперь на них можно разглядеть лица: морщины, пряди волос, брови, цвет глаз. Стало видно разнообразие охватывающих их эмоций, неразличимых до реставрации: благоговение, любопытство, почтение, страх и ужас — в зависимости от того, куда направляются эти персонажи, в ад или в рай».

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+