18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Французские старики берут реванш

№44
Материал из газеты

Франсуа Морелле и Пьер Сулаж входят в число художников-модернистов, завоевывающих широкое признание по всему свету, — и не в последнюю очередь это связано с привлекательными ценами на их работы

Сразу в трех мировых галереях в мае прошли выставки произведений Франсуа Морелле (1926–2016), приуроченные к 90-летнему юбилею французского художника. Абстрактные геометрические полотна 1960–1970-х годов представили Mayor Gallery в Лондоне и Dan Galeria в Сан-Паулу, а в лондонской Annely Juda Fine Art показаны более поздние и совсем новые неоновые инсталляции и живопись (до 24 июня).

Творческая карьера скончавшегося в мае этого года Морелле длилась более шести десятилетий, и теперь его вклад в развитие модернизма начинает находить все более широкое признание. Когда год назад парижский Центр Помпиду пересматривал свою экспозицию модернизма, директор музея Бернар Блистен поместил полотна Морелле рядом с работами умершего в декабре прошлого года Элсуорта Келли и отвел им отдельный зал. Морелле и Келли были друзьями. Они познакомились в Париже в 1950-х, и, по словам Блистена, «оба активно участвовали в формировании движения минимализма и концептуализма». «Поэтому имело смысл создать специальный зал, отведенный для демонстрации их диалога», — объясняет директор Центра Помпиду. Одной из целей, которые ставит перед собой музей, является задача по-новому показать модернизм. «Некоторые вещи нужно привести в порядок, переосмыслить. История искусства не может быть написана раз и навсегда», — считает Бернар Блистен.

Пролить свет

Одно из направлений этой работы заключается в привлечении внимания к французским художникам старшего поколения, которые известны не так широко, как их американские ровесники. «Здесь, во Франции, мы не всегда умеем ценить то, что имеем», — говорит Блистен. Сейчас он занимается организацией выставки, посвященной творчеству французского скульптора Сезара (1921–1998), которая откроется в Центре Помпиду в следующем году.

Коммерческие галереи тоже расширяют представление о модернизме и о его течениях, часто обращая внимание на художников, которые непрерывно работали на протяжении более полувека, но не добились того успеха, которого, по мнению галерей, они заслуживают. Некоторым 80-90-летним французским художникам это принесло международную известность, которая ускользала от них долгие годы.

Возьмем, к примеру, Пьера Сулажа. Во Франции этот 96-летний художник — суперзвезда. В 2009 году его экспозиция привлекла в Центр Помпиду более 500 тыс. человек, что стало самым высоким показателем посещаемости выставки ныне живущего художника в истории музея, а в 2014 году Сулаж был удостоен собственного музея в городе Аверон на юге страны. Но в США первой персональной выставкой художника за последнее десятилетие стал показ старых и новых работ Пьера Сулажа, устроенный два года назад в Нью-Йорке совместно галереями Emmanuel Perrotin и Dominique Lévy.

В 1950–1960-е годы главный дилер Сулажа Сэм Куц, первопроходец абстрактного экспрессионизма, работал в Нью-Йорке, и за 12 лет у французского художника состоялось там восемь выставок. Но после закрытия Kootz Gallery в 1966 году популярность Сулажа значительно снизилась.

Относительно неожиданно

Среди прочего, недостаток международного внимания привел к тому, что цены на произведения ключевых послевоенных французских художников значительно ниже, чем на творчество их американских коллег. «По сравнению с полотнами американцев, эти картины совсем недороги», — говорит британский дилер Джеймс Мэйор, продающий сейчас 15 работ Франсуа Морелле стоимостью от $25 тыс. до $250 тыс. (В галерее Annely Juda Fine Art цены на Морелле колеблются от £46,5 тыс. до £65 тыс. за живопись и от £46,5 тыс. до £112 тыс. за неоновые инсталляции.) Другими словами, первосортного Морелле можно купить куда дешевле, чем какую-нибудь далеко не первого ряда работу его американского коллеги Элсуорта Келли. Аукционный рекорд Морелле составляет €432,75 тыс., а для Келли эта сумма равняется $5,2 млн. «Это один из важных факторов, способствовавших возрождению интереса к европейским художникам старшего поколения», — считает Мэйор. «В 1963 году мои неоновые работы считались вызывающими, вульгарными и не пользовались спросом — мне пришлось ждать 20 лет, прежде чем удалось продать первую. Сегодня они оказались стильными, дорогими и очень модными», — заметил Морелле в вошедшем в каталог Mayor Gallery интервью, которое взял у него директор лондонской Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист.

Обрист утверждает, что рост интереса к таким французским художникам-первопроходцам, как Морелле, свидетельствует о том, насколько сложно устроен мир искусства. По его словам, в 1950–1960-е годы, когда всеобщее внимание перешло на Нью-Йорк, Париж по-прежнему оставался важнейшим для искусства городом. «Художественных центров всегда было множество; представление о том, что в какой-то момент существовал только один центр искусств, — выдумки».

Молодые поклонники

Не только музеи и коммерческие галереи привлекают внимание к художникам старшего поколения — молодые художники также играют важную роль в процессе повторного открытия этих имен.

Когда французский дилер Морелле Камель Меннур устраивал его выставку в своей парижской галерее в 2009 году, он организовал параллельную выставку французской художницы Камиль Анро, которой на тот момент был 31 год. «Она была польщена и рада видеть свои работы рядом с его произведениями, — вспоминает дилер. — Сегодняшние молодые художники активно интересуются творчеством своих предшественников, чего нельзя сказать об отрицавшем прошлое поколении самого Морелле». Одной из причин этого, по его мнению, стало распространение Интернета, который дает прямой доступ к истории мирового искусства. Меннур также представляет работающего в стиле поп-арт 80-летнего французского художника Марсиаля Райса, пестрые полотна и неоновые инсталляции которого мировая публика заново открыла для себя после выставки в Центре Помпиду в 2014 году и в Палаццо Грасси в Венеции в 2015-м. «Молодость не синоним творческих сил и значимости, — говорит заместитель директора нью-йоркской Galerie Perrotin Валентин Блондель. — Некоторые из художников старшего поколения ни в чем не уступают молодым».

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+