18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Роман Тыртов возвращается в родной город мировой звездой Эрте

№44
Материал из газеты

Первая ретроспектива главного мастера ар-деко в Петербурге

Куратор Михаил Дединкин отобрал 135 гуашей и рисунков Эрте (Роман Тыртов, 1892–1990), начиная с ранних опытов и заканчивая поздними произведениями, из богатейшей коллекции нью-йоркского галериста Майкла Историка. Его родители Саломе и Эрик Историк познакомились с Эрте в 1960-е годы и стали его последними дилерами. К 1911 году, времени окончания Тыртовым гимназии в Кронштадте, относятся Три модели. К 1967-му, времени второй славы Эрте, — костюм танцовщицы для шоу Развевающиеся знамена на Экспо-67 в Монреале. В Петербург возвращается художник, выросший из «Мира искусства» и постоянных походов в Эрмитаж. В мемуарах Вещи, которые я помню (1975) Эрте вспоминал детские впечатления от античных залов, от индийской и персидской миниатюр.

Прожив всю жизнь во Франции, он считал себя русским, дружил с Феликсом Юсуповым, держал русского повара, но в иммигрантских «хороводах» не участвовал. Из Петербурга в Париж он уехал в ­1912-м с твердым намерением стать fashion-дизайнером. Живопись его более не интересовала, несмотря на похвалу Ильи Репина.

Отец, военно-морской офицер в третьем поколении, не одобрял выбор сына. Но через десять лет старший Тыртов признался, что был неправ. Это произошло, когда преуспевающий художник через Красный Крест вызволил отца и мать из Великого Устюга, где они прятались от большевистских экспериментов. Приехав в Париж, Тыртов отправил свои рисунки знаменитому кутюрье Полю Пуаре и получил работу, о которой мечтал. На выставке будут эскизы платьев и костюмов, созданные для Пуаре. Именно тогда Тыртов стал Эрте. В 1915 году начинается 20-летний роман Эрте с журналом Harper’s Bazаar. Когда художнику предложили поработать еще и на Vogue, владелец Bazаar Уильям Хёрст подписал с Эрте эксклюзивный контракт.

По этой причине не состоялось и сотрудничество с Сергеем Дягилевым над Спящей красавицей, но остались эскизы костюмов феи Сирени и принца Шамана. С начала 1920-х Эрте работал над ревю для парижского «Фоли-Берже» и нью-йоркских «Скандалов», выступая как дизайнер костюмов и сценограф. Именно тогда сложился его стиль мастера ар-деко.

Эрте поставил условие: журналы и театры возвращают все его эскизы. Исключение художник делал лишь для Голливуда. Эрте проработал год на студии Metro-Goldwyn-Mayer, сделав декорации и костюмы для двух киноревю и четырех фильмов. Педантичный художник подсчитал, что им создано их 17 тысяч.

После Второй мировой войны про Эрте забыли. Ренессанс случился в середине 1960-х, когда отмечалось 40-летие ар-деко и 100-летие Harper’s Bazаar. В 1967 году вся выставка Эрте в галерее Эрика Историка была куплена Метрополитен-музеем и на следующий год показана на выставке Эрте и некоторые его современники. В ту пору Метрополитен не устраивал персональных экспозиций здравствующих авторов, поэтому Эрте попал в компанию Бакста, Дюфи, Лорансен, Гончаровой.

Эрмитажную выставку завершат две серии, известные в России: Алфавит (1927–1967) с буквами в виде человечков и Цифры (1968). Сорокалетний перерыв связан с тем, что Эрте забыл сделать буквы L и Q. Это обнаружилось при подготовке выставки 1967 года — пришлось срочно доделывать.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+