18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

70 перформансов самоиронии. Незадачливых, непродажных, тупых

№44
Материал из газеты

Выставка самой беззаботной группы авангардистов Северной столицы в Москве

Беззаботной — прежде всего потому, что художники были мало озадачены документацией своей деятельности, оттого куратору Петру Белому пришлось собирать выставку буквально по крупицам. «Товарищи тупые» то пытались создать документацию, то ее уничтожали, так что от шести лет существования группы, с 1996 по 2002 год, остались записи на VHS да фотографии, некоторые же объекты пришлось реконструировать. Московская выставка пройдет по стопам петербургской: в конце прошлого года Белый организовал первую за много лет выставку группы в своей галерее «Люда». Показ в ММОМА, где можно будет увидеть сохраненные для потомков 70 перформансов, должен окончательно вывести художников из категории «забытые имена».

«Тупые» с самого начала вдохновенно вживались в амплуа неудачников. Петербург 1990-х был ослеплен персоной Тимура Новикова, остальные же были вынуждены прозябать в тени его величества. Литератор Сергей Спирихин, искусствовед Максим Райскин, художники Владимир Козин, Игорь Панин, Вадим Флягин, Инга Нагель, Александр Ляшко и позднее присоединившийся Олег Хвостов противопоставили блеску неоакадемизма чистейший антиэстетичный идиотизм. Художники явно пестовали собственную маргинальность, выглядя эдаким коллективным Пьером Ришаром на фоне великолепных, как будто бы успешных неоакадемистов, которые, надо напомнить, сами были отъявленными маргиналами.

Впрочем, не остались без внимания петербуржцев и пафосные жесты московских акционистов. На открытии выставки Среднерусская возвышенная тупость в галерее «Борей» Вадим Флягин, который жил и работал в галерее, показал перформанс Ванька-встанька. В течение четырех часов Флягин тупо скатывался со стульев, на которых спал по ночам. По окончании перформанса на теле художника не осталось живого места. Безусловно, «тупые» далеки от прямых пародий, однако гипертрофированное внимание к телесному, присущее московскому акционизму того времени, было одной из мишеней их критиков.

Произведения, созданные «незадачливыми» художниками, часто исчезали, едва появившись на свет. Памятник Комару, ставший ответом на памятник Чижику-пыжику, водруженный в чаше Мариинской больницы на Литейном, продержался полгода. Программное создание непродажных произведений во второй половине 1990-х можно понять: зарождение арт-рынка в России имело порой не слишком приглядные черты. Впрочем, сегодня эти анархистские жесты выглядят битвой против ветряных мельниц: наш арт-рынок, увы, так и не развился достаточно, чтобы испортить чьи-то неокрепшие умы.

Карнавальный дух процветал и в акциях. В декабре 1998 года, во время выборов в Госдуму, группа провела акцию Мы сделаем вашу жизнь счастливой, растянув над Литейным проспектом транспарант с таким же лозунгом. «Тупые» агитировали прохожих.

Этот как бы «провальный» жест явно выглядел ответом на московскую акцию Анатолия Осмоловского Баррикада, наделавшую немало шума. Жизнь как веселый, но местами страшный карнавал, впрочем, в традиции богемного Петербурга. За «тупыми» закрепилась репутация наследников обэриутов, хотя, возможно, их художественные безрассудства все же ближе петербургской романтической панк-культуре.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+