18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Что должна сделать женщина, чтобы заслужить выставку?

№44
Материал из газеты

В ответ на печальную статистику в США и Великобритании запускаются инициативы,направленные на борьбу с гендерным неравенством

По данным свежих исследований, персональные выставки женщин в крупных музеях проходят куда реже, чем их современников-мужчин. Как сообщает Freelands Foundation, в Лондоне в 2014–2015 годах на долю художниц пришлось всего 25% престижных проектов. Однако в США и Великобритании предпринимаются инициативы, направленные на изменение ситуации. Фрэнсис Моррис, занявшая пост директора Тейт Модерн, выражает твердое намерение позаботиться о том, чтобы творчество художниц получило более заметное место в музее (подробнее на стр. 18). В мае Тейт Модерн открыла большую выставку Моны Хатум, а в августе публику ждет экспозиция Джорджии О’Киф.

В марте в Соединенном Королевстве филантроп и член правления Тейт Элизабет Мердок основала премию в £100 тыс. для художниц, находящихся в середине творческого пути. «Я понимала, что в художественном мире доминируют мужчины, и всегда хотела сделать что-нибудь, чтобы поддержать художников-женщин, — рассказала Мердок, — но я не осознавала, насколько плохо дела обстоят в реальности».

Непростые решения

В Соединенных Штатах статистика также не на стороне женщин. Как видно из ежегодных рейтингов The Art Newspaper о посещаемости музеев, им досталось лишь 27% из 590 крупных персональных выставок, организованных почти 70 учреждениями культуры в период с 2007 по 2013 год. Главный куратор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе Хелен Моулсуорт объясняет, что для исправления статистики придется принимать непростые решения: «В календаре музеев есть определенное число мест в год, и количество художников всегда превышает количество мест. Если вы хотите руководствоваться принципом равноправия, то в следующем году некоторые парни не получат свою выставку».

Шведский Музей современного искусства с филиалами в Стокгольме и Мальмё гордится своей гендерно сбалансированной программой. «Когда речь идет о современном искусстве, я вообще не понимаю, что мешает составить программу 50/50», — удивляется Даниель Бирнбаум, который руководит музеем совместно с Анн-Софи Норинг. «Дело даже не в том, что мы говорим: „Давайте обеспечим равенство женщинам“. Действуя таким образом, мы просто составляем интересную программу», — добавляет он.

Влиятельные спонсоры

Нью-йоркский Новый музей недавно основал международный совет попечителей Artemis для спонсорской поддержки выставок и новых заказов художницам. Директор музея Лиза Филлипс говорит, что Artemis представляет «новое поколение спонсоров — покровителей-активистов».

В этом году совет поддержал весеннюю программу Нового музея, в которой представлены исключительно женщины: пять персональных выставок художниц, в число которых вошли Николь Айзенман и Андра Урсута. «Это не просто какой-то проект — наша деятельность отражает реальное количество женщин, работающих в этой сфере», — объясняет Филлипс. В прошлом году лондонский коллекционер Валерия Наполеоне запустила проект по поддержке художниц Valeria Napoleone XX («ХХ» обозначает женскую пару хромосом). Она пообещала, что ежегодно будет передавать в дар одному из музеев Великобритании крупную работу ныне живущей художницы, а также поддерживать один новый проект начинающей художницы в некоммерческом пространстве SculptureCenter в Нью-Йорке. «В этой области она действительно может что-то изменить, — говорит директор институции Мэри Черути. — Сам факт того, что автор — женщина, иногда работает на снижение числа потенциальных спонсоров».

Но филантропические инициативы и премии — не единственный путь. Как отмечает арт-директор Ливерпульской биеннале Салли Тэллэнт, для успешной карьеры нужно иметь возможность путешествовать, жить в художественных резиденциях и принимать участие в мероприятиях по всему миру: «Если у вас молодая семья, это оказывается не всегда возможным, многие институции не могут позволить себе оплачивать расходы по уходу за ребенком».

Старший куратор Музея современного искусства в Чикаго Омар Холейф считает, что одна только филантропия не способна решить проблему недостаточного представительства женщин. «Я думаю, эта проблема очень глубоко коренится в самой культуре», — полагает он. Независимый куратор Катерина Грегос посетовала, что филантропия не должна заменять «ключевой стратегической работы государственных институций».

По мере того как среди руководства музеев появляется все больше женщин, меняется и статистика состава коллекций, рассказывает директор бостонского Института современного искусства Джил Медведов. В августе там представят часть подаренной членом правления музея Барбарой Ли коллекции стоимостью $42 млн, полностью состоящей из работ, созданных женщинами. «Мы начали создавать свою коллекцию десять лет назад; большинство институций собирает произведения на протяжении куда большего времени, и изменить баланс задним числом уже нельзя, — говорит Медведов, — 60% нашей коллекции состоит из работ женщин».

Даниель Бирнбаум напоминает: «Соревнование за недооцененных художников может быть увлекательным, но самые высокие цены по-прежнему остаются на работы живописцев-мужчин». Американская художница Дебора Касс подчеркивает, что в мире искусства дела женщин обстоят куда хуже, чем в американской экономике в целом, где на каждый доллар, который платят мужчине, приходится 79 центов, выплачиваемых женщине. «Если бы я получала 70% от того, что зарабатывали знаменитые художники-мужчины моего возраста, я была бы богата, — говорит она. — Члены правлений и покровители музеев должны инвестировать в женское искусство — точно так же, как это делается с искусством мужским. Других способов сделать игру честной не существует».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+