18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Игры Урса Фишера

№44
Материал из газеты

В Музее современного искусства «Гараж» открывается первая в России выставка одного из самых востребованных сегодня в мире скульпторов

Справка

Урс Фишер
Художник

Родился в Цюрихе, Швейцария, в 1973 году. Учился в цюрихской Школе дизайна на фотографа, заработая ночами вышибалой в ночных клубах и на частных вечеринках. В 1993 году переехал в Амстердам, где и начал заниматься искусством, После жил в Лондоне, Лос-Анджелесе, Берлине, затем в 1999 году переехал в Нью-Йорк, где живет и сейчас. Первая его персональная выставка прошла в 1996 году в Цюрихе. Среди недавних соло-выставок: Большая глина № 4 (Сигрем-плаза, Нью-Йорк, 2015), YES (пространство «Скотобойня» на острове Индра, Греция, 2013), Урс Фишер (Музей современного искусства, Лос-Анджелес, 2013). Участник многих групповых выставках. В 2003, 2007 и 2011 годах выставлялся на Венецианской биеннале.

Еще…

Тот, кто хоть раз видел работы швейцарца Урса Фишера, вряд ли их забудет. Они зрелищны, парадоксальны, остроумны, часто провокационны. Его инсталляция на Венецианской биеннале в 2011 году сразу стала одним из ее главных хитов, вокруг всегда толпились зрители, завороженно наблюдая за тем, как постепенно оплывающую гигантскую восковую свечу — пятиметровую копию Похищения сабинянок итальянского маньериста Джанбаттисты Болонья — созерцает натуралистично воспроизведенная восковая мужская фигура друга Фишера художника Рудольфа Стингела, на голове которого тоже горит свеча. Помимо восковых фигур (как правило, портретов друзей и автопортретов), которые художник начал делать с 2003 года, он успел еще построить альпийскую хижину из хлеба (Хлебный дом, 2004–2005), вырыть в стерильном пространстве одной известной нью-йоркской галереи гигантский кратер (You, 2007), пробить большую дыру в стене другой, открыв перспективу из одного зала со своими инсталляциями в другой, вывесить на лесках сшитые вместе половинки разных фруктов и овощей, оставляя их гнить на глазах у публики, перевести на поверхность зеркальных параллелепипедов увеличенные изображения пачки сигарет, тележки из супермаркета, скульптуры Родена и всего прочего, что попадалось под руку и на глаза.

Дальше пошла серия портретов из винтажных голливудских фотографий (Problem Painting), перенесенных на большие алюминиевые панели, где на лица наложены натуралистично изображенные самые неожиданные объекты: гриб, водопроводный кран, яйцо, тлеющая сигарета.

Все эти выходки Фишера пользуются неизменным успехом у публики, но и художественное сообщество отнюдь не обходит их своим вниманием. Достаточно сказать, что Фишеру покровительствуют такой галерист, как Ларри Гагосян, и такой коллекционер современного искусства, как Франсуа Пино, — первой персональной выставкой в его Палаццо Грасси в Венеции в 2012 году стала ретроспектива Фишера. О нем пишут критики, пытаясь объяснить феномен этого художника-самоучки (в начале 1990-х он недолго учился на фотографа в родном Цюрихе), сравнивают его работы с работами его соотечественников Фишли и Вайса, австрийца Франца Веста и итальянца Маурицио Каттелана, такого же неистощимого выдумщика и enfant terrible. Другие ищут влияние Дюшана, сюрреалистов, и даже классического искусства: восковые тающие скульптуры и гниющие фрукты — чем не современный ответ на тему vanitas старых мастеров?

В одном, однако, все, кажется, все же договорились — считать Фишера скульптором. Притом что он всеяден, и в ход идет все — от воска, гипса, глины и дерева до зеркал, органических портящихся продуктов, силикона. Помимо скульптуры Фишер создает объекты, инсталляции, занимается живописью. Впрочем, а где границы скульптуры сегодня вообще? За ней остались разве что трехмерность, вовлечение в ее орбиту окружающего пространства и обыгрывание фактуры материала.

Все это есть и в работах Фишера. И, кстати, именно пространство стало отправной точкой и для нынешней выставки Урс Фишер. Маленький топор в «Гараже» (кураторы — Кейт Фаул, Снежана Крыстева и Анастасия Митюшина). Идея возникла год назад, когда скульптор приезжал в Москву на открытие нового дома музея — реконструированного Ремом Колхасом бывшего ресторана «Времена года». Предложение сделать выставку исходило от музея, а обыграть пространство здания камерными работами, за которыми стоят очень личные человеческие истории, — от Фишера. По идее автора, они должны создать противовес безличной мощи советского модернистского здания 1960-х. Было решено показать около 30 мелких скульптур (самая крупная ­— 15 см). Часть из них Фишер делал специально для московской выставки. Причем они будут контрастировать не только с музейным пространством, но и с крупноформатными работами Фишера, которые тоже приедут, — пять больших живописных работ (фотографии сада скульптора в Лос-Анджелесе, закрашенные мазками краски). Будет и восковая скульптура — Портрет Бруно и Йойо, изображающий двух друзей художника в натуральную величину, одна работа из серии со стульями, и Без названия (2015)  — унитаз с горой фруктов (привет Дюшану!). Всего 36 работ.

Параллельно на площадке перед музеем развернется еще один проект Фишера, YES, начатый в 2011 году, где волонтеры и сам художник лепят из необожженной глины все, что им захочется. Фишер настолько трепетно относится к этому проекту, что даже издал толстый каталог с работами и длинным списком  участников. В московской версии YES помимо самого художника поучаствуют и его друзья, повара Мина Стоун и Алекс Иглтон — будут готовить для волонтеров проекта. Но и это еще не все. В июле в Западной галерее «Гаража» откроется что-то вроде советской «комнаты отдыха», где можно будет посмотреть альбомы и любимые фильмы Фишера, познакомиться с другими его проектами. В общем, скучно не будет. Ведь и для самого автора всей этой истории искусство — это прежде всего игра без правил.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+