18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Александр Глезер

Вчера на 82-м году жизни в Париже скончался поэт, переводчик, публицист, коллекционер современного искусства и издатель Александр Глезер.

Родился Александр Глезер в 1934 году в Баку, детство провел в Уфе. Окончил инженерно-экономический факультет Московского нефтяного института. Работал инженером на режимном предприятии (в «ящике»). С 1961 года начал заниматься литературной работой и поэтическими переводами. 

В то же самое время Александр Глезер был активным участником нонконформистского сообщества, неофициального художественного процесса, самиздата. Именно тогда он и начал собирать свою знаменитую коллекцию современного русского искусства. Через год после Бульдозерной выставки Глезер оказался в эмиграции, история которой (с драматическими обстоятельствами вывоза из СССР рукописей, архивов и художественных коллекций) описана в его мемуарах «Человек с двойным дном».

На основе вывезенной коллекции в январе 1976 года в Монжероне под Парижем, а затем в Нью-Йорке Александром Глезером был создан Музей современного русского искусства в изгнании (MORA).

На Западе он также основал издательство «Третья волна», в котором выходили одноименный альманах (19 номеров в 1976–1986 годах) и журнал «Стрелец» (с 1984 года; выходил в России как альманах). Составил вместе с Сергеем Петрунисом антологию «Русские поэты на Западе».

До самого последнего времени Александр Глезер занимался выставочной и издательской деятельностью, часть которой перенес в Россию, вернувшись в перестройку с большим количеством проектов, самым известным из которых стала еженедельная газета «Русский курьер», почти полностью посвященная искусству и литературе. Он автор нескольких мемуарных и публицистических книг о современном русском искусстве.

Александр Глезер будет похоронен в среду на русском участке кладбища Сен-Женевьев де Буа в Париже.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+