18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Возвращение «Святого Луки, рисующего Мадонну»

В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. 17 мая итог двухлетней работы реставраторов был представлен зрителям.

Представление о старой живописи как о темных картинах — давно развенчанный миф. В последние годы Эрмитаж дает зрителям возможность убедиться в этом буквально собственными глазами. В 2012 году эрмитажные реставраторы расчистили «Бегство в Египет» Тициана, и в самой ранней и большой работе художника зрители обнаружили массу до тех пор скрытых деталей. Теперь пришел черед Рогира ван дер Вейдена, чей «Святой Лука, рисующий Мадонну» много лет висел в начале экспозиции искусства Нидерландов в Романовской галерее Малого Эрмитажа. Большая картина, написанная маслом и темперой на доске (и переведенная с дерева на холст при реставрации в конце XIX века), состоит из двух частей. Ее история в Эрмитаже начинается в 1850 году, когда была приобретена правая половина с изображением святого Луки, происходящая из коллекции короля Нидерландов Виллема II. Левая с изображением Мадонны с Младенцем из собрания королевы Испании Изабеллы II была куплена в 1884 году, после чего части работы образовали в музее единое целое.

Эрмитажный «Святой Лука, рисующий Мадонну» — один из четырех известных. В Музее изящных искусств в Бостоне с 1893 года находится картина, которая считается первой оригинальной работой. Скорее всего, она была написана в 1435–1440 годах в качестве алтарного образа для капеллы брюссельской гильдии Святого Луки, объединявшей художников, членом которой был и ван дер Вейден. Композиция ван дер Вейдена восходит к одноименной и утраченной работе Робера Кампена и «Мадонне канцлера Роллена» Яна ван Эйка из Лувра, а в образе евангелиста художник изобразил себя. В Старой пинакотеке в Мюнхене, музее Гронинге в Брюгге и в Эрмитаже есть три повторения, причем эрмитажная вещь датируется 1440 годом и, таким образом, является второй по времени создания. Теперь, после проведенных исследований и реставрации, значение работы ван дер Вейдена из коллекции Эрмитажа выходит на первый план. Реставрационные работы с 2013 по конец 2015 года проводил художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа Валерий Бровкин.

Левая и правая часть эрмитажной работы, долго существовавшие разделенными, не совпадают по размеру, и еще при предыдущих реставрациях пространство над головой евангелиста была надставлено. Теперь проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции, так что ясность и четкость планового и перспективного построения ван дер Вейдена стали еще более очевидны. Картина освобождена от слоев сильно потемневшего лака, и теперь взгляду открываются мелкие детали, такие как жители города за своими занятиями или корабли на горизонте, а на груди Мадонны проступила не видная раньше капелька молока.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+