18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Зельфира Трегулова: «Мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы»

Директор Государственной Третьяковской галереи (Москва) Зельфира Трегулова и директор Музея Виктории и Альберта (Лондон) Мартин Рот рассказали о том, какова миссия музея сегодня и как место сохранения традиций может стать мотором для развития общества.

Вторая по счету беседа в рамках русско-британских диалогов «Культурное лидерство в современном мире» состоялась на следующий день после празднования 160-летнего юбилея Государственной Третьяковской галереи. В честь этого события открывала вечер русская сторона. В своем вводном слове Зельфира Трегулова отметила, что Павел Третьяков был настоящим культурным лидером в современном понимании, так как отдавал все заработанные средства на поощрение и приобретение самого актуального искусства своего времени. Директор Третьяковской галереи продолжила выступление размышлением о том, кто определяет сегодня пути музейного развития: «Стратегии развития должно определять музейное сообщество, сообщество экспертов, которые занимаются этим профессионально всю жизнь и тратят на это все свои силы». Роль музеев, которые 30–40 лет назад существовали в другом интеллектуальном пространстве и были больше замкнуты на себе, по мнению Трегуловой, еще более важна в настоящем: «Мы становимся одним из инструментов формирования культурного сознания и становления человека человеком. Мы хотим, чтобы к нам приходило больше молодых людей, чтобы они приходили сюда со своими детьми за теми ценностями, которые им не может дать виртуальная реальность». Директор также отметила положительную тенденцию представлять искусство в широчайшем контексте театра, кино, музыки, танца. Впрочем, завершилась речь все же на минорной ноте: «Диалог, который мы ведем с Мартином Ротом, — это тот диалог, который на нашем уровне возможен, а на современном политическом уровне, к сожалению, нет. Я согласна с Михаилом Швыдким, мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы, когда ценности Ренессанса уходят на второй план. И в этой ситуации музей может стать тем, что нас объединяет».

Взяв ответное слово, Мартин Рот, глава лондонского Музея Виктории и Альберта, основанного всего четырьмя годами ранее Третьяковки, отметил, что у обеих институций много общего. «Идея создания обоих музеев была чрезвычайно прогрессивной для XIX века, даже революционной: собирать актуальное искусство, помогать художникам того времени, помогать понимать искусство простым рабочим, — отметил Мартин Рот. — Глядя на эти примеры, мы должны действовать так же продуктивно и смело, порой решаться на рискованные шаги». Лондонский директор добавил, что риск предлагать новое и обсуждать это с общественностью необходим, иначе культура будет стоять на месте: «Молодое поколение ожидает от нас, что мы будем освещать темы и проблемы будущего. Музей должен быть пространством для разных мнений. И если это не сделаем мы, то это сделает кто-то еще».

После выступления директоров началась обширная дискуссия. Спикерам задавали вопросы о том, как приобретаются новые экспонаты, о формах коммуникации музея со своим посетителем, о культурной этике, о бесплатном посещении музея. Не обошли стороной проблему цензуры в искусстве, а также значение русского авангарда. «Я считаю русский авангард частью русской идентичности. В формулировках авангарда — пиршество парадоксальной идеи, стремление к абсолюту, пророческие высказывания. А русский человек всегда стремился к абсолютной форме и абсолюту», — подытожила встречу Зельфира Трегулова.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+