18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Скульптуры из Берлина обнаружились в Москве

Искусствоведы узнали о местонахождении 59 скульптур итальянского Возрождения из коллекции берлинского Музея Боде, ранее считавшихся утраченными в ходе Второй мировой войны, — они хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Речь идет, в частности, о работах Донателло, Луки делла Роббиа, Никколо и Джованни Пизано. Об этом сообщает Фонд прусского культурного наследия.

Скульптуры находились среди прочих произведений искусства в зенитном бункере в районе Фридрисхайн в восточной части Берлина. В мае 1945 года здание пострадало от пожара, многие работы, предположительно, были уничтожены огнем, в том числе полотно Караваджо «Святой Матфей». Оставшиеся перевезли в Москву.

В течение десятилетий у немецких историков искусства не было представления о том, что пропало в огне, а что оказалось в Советском Союзе. Вместе с тем с 2005 года немецкие и российские музейные специалисты занимаются расследованием судьбы произведений искусства, пропавших в обеих странах. О том, что в Москве находится 59 ренессансных скульптур, стало известно на симпозиуме, который прошел во Флоренции 3 мая.

«Большая часть скульптур повреждена, некоторые из них сохранились лишь во фрагментах, — рассказал куратор коллекции итальянского Возрождения в Музее Боде Невилл Роули, вошедший в исследовательскую группу. — В том состоянии, в котором они находятся сейчас, они не могут быть показаны публике. Однако есть планы выставить скульптуры в Пушкинском музее после их восстановления».

На сайте ГМИИ им. Пушкина говорится, что с 2015 года реализуется совместный с Музеем Боде проект «Донателло и исчезнувший музей», реставраторы из Германии и России провели серию встреч, посвященных восстановлению скульптур. Часть коллекции Музея Боде, который является правопреемником ныне не существующего Музея кайзера Фридриха, была передана в Берлин в 1959 году в рамках программы по возвращению перемещенных ценностей.

«Участие берлинских специалистов поможет российским реставраторам, так как в Берлине до сих пор сохранились оригинальные формы, снятые со скульптур для выполнения гипсовых слепков. Эти формы несут важнейшую информацию о первоначальном виде памятников», — отмечают в ГМИИ.

В Пушкинском музее обещают провести выставку после завершения масштабной реставрации и оставить наиболее значимые скульптуры в постоянной экспозиции. Кстати, на днях здесь завершилась выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», на которой воссоединились произведения Лукаса Кранаха Старшего из собрания замка Фриденштайн в Готе — привезенная из Германии часть и та, что оказалась в коллекции ГМИИ.

Вопрос о перемещенных в результате Второй мировой войны культурных ценностях довольно чувствителен для обеих стран. В России он регулируется законом «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которому «все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации… являются достоянием Российской Федерации и находятся в федеральной собственности».

Периодически некоторые вещи передаются из Германии в Россию и наоборот. В их числе — витражи церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере и решетки петергофского дворца Марли с двуглавыми позолоченными орлами и вензелем императора Петра I.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+