18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Инновацию» аскетично вручили в одиннадцатый раз

Торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», ежегодно проводимого Государственным центром современного искусства, в этом году прошла в одиннадцатый раз и впервые — в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В качестве площадки был выбран Белый зал, оформленный довольно аскетично: перед началом церемонии в нем располагались только стулья для зрителей и сцена. По словам директора ГЦСИ Михаила Миндлина, это самая дешевая церемония за всю историю премии.

Началась она практически с кинетического искусства: на глазах у зрителей за сценой стало надуваться нечто, что постепенно приобрело форму фонового задника. На него позднее проецировались видеопредставления номинаций. В своей приветственной речи Михаил Миндлин отметил, что с каждым годом конкурс все больше разрастается и, что еще важнее, подается все больше заявок из регионов, где формируются собственные арт-сообщества.

Директор ГЦСИ не обошел стороной и скандальное снятие главной номинации — «Произведение визуального искусства». Экспертный совет премии отказался от этого раздела конкурса в знак протеста против отклонения организаторами премии перформанса «Угроза» Петра Павленского.

«Мне кажется, не стоило отказываться от целой номинации, потому что у широкого круга замечательных российских художников нет возможности участвовать в этом году в конкурсе, быть номинантами и стать лауреатами», — прокомментировал ситуацию Миндлин, выразив надежду на то, что таких неприятных инцидентов в обозримом будущем больше не случится. Он также подчеркнул отсутствие всякой цензуры в конкурсе, «потому что в состав экспертного совета, за исключением представителей регионов, не входят представители ГЦСИ, как, впрочем, и в жюри конкурса».

Первой была вручена премия во внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России», присужденная Леониду Михельсону, создателю и президенту фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Фонд проводит реконструкцию исторического здания в Венеции — в будущем там разместится образовательный и выставочный центр, а также преобразует здание ГЭС-2 в новое культурное пространство в Москве. Вручал приз заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, пожелавший перед передачей приза «сказать пару ласковых и добрых слов в адрес премии и ее социальной и культурной миссии». Сам лауреат приехать не смог, поздравления за него принимал директор департамента общественных связей компании «Новатэк», председателем правления которой является Леонид Михельсон, Денис Соловьев, лаконично поблагодаривший организаторов премии.

Следующим вручался приз в номинации «Кураторский проект», где лучшим стало «Избирательное сродство» — первая выставка в рамках проекта «Удел человеческий», идея которого, по словам его куратора Виктора Мизиано, возникла благодаря интересу к «антропологической проблематике, то есть к проблеме субъектности и субъективности, или же, говоря проще, к проблеме человека». Сам Виктор Мизиано присутствовать на церемонии также не смог, и приз приняла из рук директора ГМИИ имени А.С.Пушкина Марины Лошак сокуратор проекта Дарья Пыркина.

Комиссар российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции, член жюри конкурса Семен Михайловский, вручавший приз в номинации «Региональный проект», развлек публику шутливой речью: «Это было тяжелое-тяжелое решение, все у нас было непросто: на нас давили, мы сопротивлялись. Жесткая цензура, попытки навязать свое мнение, в результате мы группировались по двое, потом по трое, кто-то остался в одиночестве. Я пытался лоббировать питерцев (фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». — TANR). В конце концов мы подсчитали голоса, и впереди оказалась, как всегда, Алиса Прудникова». В номинации победила III Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и ее комиссар Алиса Прудникова поднялась на сцену за премией. «Инновация — это тот самый проект, который меняет ход вещей. И наверное, третья биеннале — это та самая биеннале, после которой мы почувствовали, что дело сделано, и город другой, и жизнь никогда не будет прежней, и гостиница „Исеть“ (где проводилась биеннале. — TANR) никогда не будет прежней. Самое главное — что у биеннале потрясающая команда. Команда, ура!» — сказала она.

Каталог-исследование «Проекции авангарда» Ольги Шишко, в котором собраны статьи 50 авторов на тему связи авангарда с современной культурой, стал лучшим в номинации «Теория, критика, искусствознание». Премию вручила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, отметившая, что «эта работа не только серьезный анализ одного из самых интересных феноменов современного искусства — это еще и результат огромного блока практических достижений, с которыми мы связываем вашу работу в области видеоарта и то, что вы делаете в Москве». Ольга Шишко, в свою очередь, поблагодарила всех причастных к созданию книги и образовательному проекту, послужившему импульсом к ее появлению.

Предпоследней вручали «Инновацию» в номинации «Новая генерация». Ее получила работа чеченского художника Аслана Гайсумова «Волга», посвященная опыту художника, связанному с бегством его семьи из Грозного во время первой чеченской войны в 1995 году. Вручал премию в этой номинации для молодых художников ветеран соц-арта Борис Орлов. Гайсумов, готовящий выставку в Антверпене, приехать на церемонию не смог, но передал письмо, в котором пообещал разделить премию между родственниками, которые участвовали в съемках его работы.

Завершала церемонию вторая внеконкурсная номинация — «За творческий вклад в развитие современного искусства». Для вручения премии Борису Орлову на сцену вышли все члены жюри. Сам мэтр скромно сказал: «Вот так работал-работал 50 лет, а оказалось, что вклад какой-то. Мне вообще страшно повезло. Я родился в нужное время в нужном месте, учился у великолепных педагогов, мастеров ар-деко в Строгановском училище. Учился с такими людьми, как Комар и Меламид, Леонид Соков и Александр Соколов. Это замечательные художники, которые помогали мне тем, что стояли вокруг меня, возбуждая творческий потенциал. Всем им я очень благодарен, потому что без них бы ничего не получилось. Мне страшно повезло, что я дожил до времени, когда возникла инфраструктура, которая к нам лицом повернулась, и Третьяковская галерея… Возникли такие институции, как премия «Инновация», Премия Кандинского, когда нас стали благодаря этой поддержке приглашать на международную сцену. Нам просто очень и очень повезло. Спасибо всем».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+