18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка ненаписанной картины в Эрмитаже

71-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне Государственный Эрмитаж отметил выставкой рисунков и эскизов к ненаписанной картине Владимира Стерлигова о послевоенном восстановлении музея.

Выставка «История ненаписанной картины: В.В.Стерлигов „Восстановление Эрмитажа“. 1946–1948 годы», начавшая работать 6 мая в фойе Эрмитажного театра, одновременно отмечает важную историческую дату и открывает для зрителей малоизученные страницы истории музея и в целом отечественного искусства.

Ученик Казимира Малевича, Владимир Стерлигов начиная с 1927 года принимал активное участие в деятельности дискуссионного кружка художников, получившего название «группы живописно-пластического реализма» и разгромленного в 1934 году. Стерлигов был сослан по общему обвинению в антисоветской деятельности с последующим поражением в правах (запретом жить в крупных городах). Только в ноябре 1945 года он возвращается в Ленинград из Алма-Аты, а до этого были мобилизация в первый месяц войны и контузия зимой 1942-го, после госпиталя приведшая к инвалидности, работа вместе с другими эвакуированными москвичами и ленинградцами, женитьба на художнице Татьяне Глебовой, преподавание и участие в выставках в Казахстане, где он был избран секретарем графической секции Союза художников.

После окончания войны ощущение перемен в жизни возникло у многих, и приехавший домой Стерлигов не мог не чувствовать того же. По заказу Союза художников он начинает работать над картиной, которая должна была запечатлеть реставрационные работы, активно идущие в это время в пострадавших в блокаду эрмитажных залах, и планировалась к показу на готовящейся выставке «30 лет советской власти» в 1947 году.

Наброски Стерлигов делал в античных залах первого этажа Эрмитажа. Как видно по двум небольшим эскизам, цветовые и тональные отношения задумывались им с той изысканностью, какая после полутора десятилетий насаждения соцреалистического метода казалась немыслимой. А открытый цвет, взятый большими плоскостями для передачи темно-красной мраморной облицовки стен в акварели «Реставрационные работы в Эрмитаже», заставляет вспомнить Малевича, в диалоге с которым Стерлигов будет в дальнейшем строить свою творческую и педагогическую систему.

Эти признаки художественной культуры делали невозможным появление в Ленинграде конца 1940-х годов подобной работы. С начала 1949 года разворачивается «ленинградское дело»: ликвидируется Музей обороны Ленинграда в Соляном переулке, частью репрессивной кампании становится и запрет, наложенный на работу Стерлигова. На выставке представлено два официальных документа, направленных художнику: в первом — постановлении правления Художественного фонда — на бюрократическом языке тема объявляется неактуальной для советской действительности; в следующем, датированном январем 1949 года, Худфонд уведомляет автора о необходимости погасить задолженность за невыполненную работу и о возможной денежной рассрочке.

От картины «Восстановление Эрмитажа» остались эскизы и наброски, которые хранятся в архиве музея и в коллекции наследницы художника Ирины Стерлиговой. Еще один показанный на выставке живописный эскиз — дар, преподнесенный в этом году Эрмитажу президентом Центра изобразительных искусств имени М.Т.Абрахама и Фонда Эрмитажа в Израиле Амиром Кабири. Выставка, куратором которой выступила хранитель фондов отдела рукописей и документального фонда Эрмитажа Екатерина Селезнева, не просто являет собой достойный пример создания экспозиции «к дате», но, что главное, рассказывает правдивую историю прошлого.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+