18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка ненаписанной картины в Эрмитаже

71-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне Государственный Эрмитаж отметил выставкой рисунков и эскизов к ненаписанной картине Владимира Стерлигова о послевоенном восстановлении музея.

Выставка «История ненаписанной картины: В.В.Стерлигов „Восстановление Эрмитажа“. 1946–1948 годы», начавшая работать 6 мая в фойе Эрмитажного театра, одновременно отмечает важную историческую дату и открывает для зрителей малоизученные страницы истории музея и в целом отечественного искусства.

Ученик Казимира Малевича, Владимир Стерлигов начиная с 1927 года принимал активное участие в деятельности дискуссионного кружка художников, получившего название «группы живописно-пластического реализма» и разгромленного в 1934 году. Стерлигов был сослан по общему обвинению в антисоветской деятельности с последующим поражением в правах (запретом жить в крупных городах). Только в ноябре 1945 года он возвращается в Ленинград из Алма-Аты, а до этого были мобилизация в первый месяц войны и контузия зимой 1942-го, после госпиталя приведшая к инвалидности, работа вместе с другими эвакуированными москвичами и ленинградцами, женитьба на художнице Татьяне Глебовой, преподавание и участие в выставках в Казахстане, где он был избран секретарем графической секции Союза художников.

После окончания войны ощущение перемен в жизни возникло у многих, и приехавший домой Стерлигов не мог не чувствовать того же. По заказу Союза художников он начинает работать над картиной, которая должна была запечатлеть реставрационные работы, активно идущие в это время в пострадавших в блокаду эрмитажных залах, и планировалась к показу на готовящейся выставке «30 лет советской власти» в 1947 году.

Наброски Стерлигов делал в античных залах первого этажа Эрмитажа. Как видно по двум небольшим эскизам, цветовые и тональные отношения задумывались им с той изысканностью, какая после полутора десятилетий насаждения соцреалистического метода казалась немыслимой. А открытый цвет, взятый большими плоскостями для передачи темно-красной мраморной облицовки стен в акварели «Реставрационные работы в Эрмитаже», заставляет вспомнить Малевича, в диалоге с которым Стерлигов будет в дальнейшем строить свою творческую и педагогическую систему.

Эти признаки художественной культуры делали невозможным появление в Ленинграде конца 1940-х годов подобной работы. С начала 1949 года разворачивается «ленинградское дело»: ликвидируется Музей обороны Ленинграда в Соляном переулке, частью репрессивной кампании становится и запрет, наложенный на работу Стерлигова. На выставке представлено два официальных документа, направленных художнику: в первом — постановлении правления Художественного фонда — на бюрократическом языке тема объявляется неактуальной для советской действительности; в следующем, датированном январем 1949 года, Худфонд уведомляет автора о необходимости погасить задолженность за невыполненную работу и о возможной денежной рассрочке.

От картины «Восстановление Эрмитажа» остались эскизы и наброски, которые хранятся в архиве музея и в коллекции наследницы художника Ирины Стерлиговой. Еще один показанный на выставке живописный эскиз — дар, преподнесенный в этом году Эрмитажу президентом Центра изобразительных искусств имени М.Т.Абрахама и Фонда Эрмитажа в Израиле Амиром Кабири. Выставка, куратором которой выступила хранитель фондов отдела рукописей и документального фонда Эрмитажа Екатерина Селезнева, не просто являет собой достойный пример создания экспозиции «к дате», но, что главное, рассказывает правдивую историю прошлого.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+