The Art Newspaper Russia
Поиск

Всевидящее око Сергея Курехина

Фото: Павел Герасименко

Фото: Павел Герасименко

16 апреля состоялось вручение премии, присуждаемой Центром современного искусства имени Сергея Курехина по шести номинациям за достижения в области современного визуального искусства, современной музыки и сценических искусств. Церемония впервые прошла на Фонтанке в здании Большого драматического театра, чей худрук Андрей Могучий любезно предоставил площадку, и была очень компактной: все заняло не больше полутора часов.

В начале апреля был разрушен бывший многие годы родным домом Центра имени Курехина кинотеатр «Прибой», на его месте к 2020 году возникнет новое современное здание. Из сноса участники театра АХЕ устроили зрелищный перформанс — он был показан на экране в начале церемонии.

Режиссерами вечера выступили Максим Исаев и Павел Семченко из того же АХЕ, оформившие сцену белыми полотнищами с пиктограммами в стиле Тимура Новикова. Призы — деревянные объекты в виде зрачка, которые по традиции выполнила лауреат прошлого года Татьяна Ахметгалиева, — увидеть было нелегко: они извлекались на сцене из сундуков, где были погребены в коробках среди различной бутафории.

В самом начале Российский роговой оркестр исполнил музыку Сергея Курехина к фильму «Господин оформитель». Вышедший на подмостки вместе с Анастасией Курехиной председатель Комитета по культуре города Санкт-Петербурга Константин Сухенко заявил, что современное искусство должно занять в Петербурге подобающее ему место, на что направлена, в частности, реконструкция Центра имени Курехина.

В номинации «Лучший кураторский проект», где собрано достаточно серьезных и оригинальных проектов, премия вручалась первой. Ее, к удивлению многих, получил творческий коллектив во главе с Сергеем Бугаевым (Африкой) за выставку Павла Пепперштейна «Охотники за мраморными головами» — графическая серия художника разместилась в Музее слепков Академии художеств.

Продолжилось зрительское недоумение и при объявлении «Лучшего произведения визуального искусства»: премию получила московская художница Мария Сафронова, представленная в номинации сразу двумя проектами — «Игра общего вида» и «Субтитры», сделанным совместно с Антоном Кузнецовым.

«Лучшим медиаобъектом» закономерно стало видео Полины Канис «Бассейн». Вышедший для вручения приза глава Эрмитажа в Амстердаме Пол Робард в нескольких словах смог точно обозначить выигрышные свойства этой работы.

В номинации «Искусство в общественном пространстве» был награжден хорошо известный всем фестиваль «Архстояние», о чем со сцены сообщила директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова.

Лучшим текстом об искусстве были названы «Проекции авангарда» Ольги Шишко. Объявивший об этом художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов нашел точные слова, чтобы объяснить собравшимся роль преемственности в современном искусстве.

Специальный приз Французского института, предусматривающий трехмесячную стажировку в Cite des Artes в Париже, был вручен Татьяне Ахметгалиевой.

Две музыкальные номинации, «Этно-механика» и «Электро-механика», получили Андрей Самсонов и группа Moa Pillar соответственно. Вручавший «Этно-механику» музыковед Александр Кан посетовал на то, что музыка оказалась в тени визуальных искусств.

И наконец, гран-при был удостоен Андрей Бартенев и его выставка «Скажи: я тебя люблю!», прошедшая в Московском музее современного искусства осенью прошлого года. По словам Анастасии Курехиной, в отличие от остальных номинаций, которые были предметом спора, главный приз члены жюри отдали практически единодушно.

К сожалению, Премия Курехина не смогла воспользоваться выгодной конъюнктурой в год, когда две другие отечественные премии в области современного искусства — «Инновация» и Премия Кандинского — переживают ощутимые сложности. Символический вес розданной 16 апреля премии выразился в том, что большинство ее лауреатов пренебрегли церемонией награждения, и вместо них объекты получали оказавшиеся в зале коллеги и друзья лауреатов, а остальные были переданы сотрудникам Центра Курехина.

Сами устроители премии тоже были одарены: в конце вечера на сцену поднялся петербургский коллекционер Валентин Носкин, вручивший Анастасии Курехиной раннюю графическую работу Тимура Новикова, и музыкант и культуртрегер Александр Липницкий, передавший в дар видеокамеру и набор видеокассет, записанных Джоанной Стингрей в России в начале 1990-х, — на них хроника музыкального и художественного движения тех лет. По словам Анастасии Курехиной, все это станет частью музея, который в будущем планируется создать при Центре современного искусства имени Сергея Курехина.

Просмотры: 2893
Популярные материалы
1
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
2
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
3
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
4
Художественное стекло советской и постсоветской эпохи показывают в Музее декоративного искусства
Музей показывает свое, одно из самых больших в стране, собрание авторского стекла.
12 ноября 2019
5
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
6
Столетие Баухауса отмечают авангардом
Выставка «Гео-метрия в культуре XX–XXI веков» в Государственном центре современного искусства задумана, чтобы показать параллели и пересечения Баухауса и русского искусства, от авангарда до нонконформизма.
11 ноября 2019
7
Механический автопортрет
Мастер Константин Чайкин превратил в часы самого себя.
11 ноября 2019
8
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
9
Таитянская любовница Гогена — его выдумка
Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных.
12 ноября 2019
10
О взаимовлиянии импрессионизма и фотографии рассказывает выставка в Мадриде
В Музее Тиссен-Борнемиса говорят об обмене приемами и эффектами в двух видах искусства.
11 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru