18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Роберт Индиана приезжает в Россию со своей любовью

№42
Материал из газеты

Около 30 принципиальных произведений патриарха поп-арта в Русском музее

Было бы несправедливо назвать 87-летнего мэтра поп-арта художником одного произведения. Но недавний золотой юбилей рождественской открытки LOVE, созданной для Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и потом многократно повторенной в разных техниках изображения главного христианского слова, стал хорошим поводом для персональной выставки Роберта Индианы в России. Все 30 произведений, сделанных в 1959–2000 годах, в том числе алюминиевые LOVE и ART, предоставлены для выставки в Русском музее цюрихской Galerie Gmurzynska.

В одном из интервью Индиана заметил, что его больше всего волнует, как слово взаимодействует с цветом и формой, порождая образ. Собственно, об этом если не весь поп-арт, то значительная его часть, достаточно вспомнить уорхоловские супы и кетчупы.

Влиятельный нью-йорк­ский художественный критик Климент Гринберг назвал Индиану формальным попартистом, который борется со схематичностью поп-арта. Это сражение началось в середине 1950-х, когда начинающий художник Роберт Кларк поселился вместе с приятелем Элсуортом Келли (классиком минимализма) в мастерской на одном из причалов южного Манхэттена. Его старые вывески, кажется, помнили времена Германа Мелвилла.

Абстрактный экспрессионизм был в тренде, на глазах становясь историей искусства, и Кларк стремился уйти от академичности. Взял псевдоним по имени родного штата — Индиана — и в 1961 году написал картину The American Dream № 1. Эти слова были заключены в четыре круглые «рулетки». Вскоре картину приобрел МоМА, там же Индиана показал свою скульптуру Луна на эпохальной выставке Искусство ассамбляжа, в которой участвовали Марсель Дюшан, Пабло Пикассо, Курт Швиттерс и другие звезды ХХ века.

LOVE впервые появилась в стихах и только потом на картинах, шелкографиях и в металле. В 1973 году в США была выпущена восьмицентовая марка тиражом 333 млн экземпляров. «Мне заплатили $1 тыс., правительство расщедрилось», — иронизировал Индиана.

Вслед за словами пришли цифры, в каждую художник вкладывает сакральный смысл: 8 символизирует мать художника, родившуюся в августе; 6 — цифра его отца, родившегося в июне и работавшего в компании Philips 66; 2 и 4 означают любовь; 9 — близость смерти и Девятую симфонию Бетховена, как известно, последнюю для композитора; 0 — пустота, сама смерть.

Почти 40 лет назад художник покинул шумный Нью-Йорк и перебрался на крайний северо-восток страны, на тихий остров в штате Мэн. Теперь его окружают вывески только собственного производства: ресторан, тюрьма, парусная мастерская. Американская мечта для Роберта Индианы наконец стала реальностью.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+