18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фотографы «Большого яблока»: они мечтали изменить мир

Легендарную нью-йорк­скую Фотолигу (Photo Lea­gue), одно из самых радикальных объединений фотографов ХХ века, уже показывали в Москве на Фотобиеннале-2004, но большой выставкой (теперь на Фотобиеннале-2016), как нынешняя в Еврейском музее, в России она представлена впервые (куратор — Нина Гомиашвили). Вся история Фотолиги занимает меньше двух десятилетий (с конца Великой депрессии до начала холодной войны), но ее участникам удалось в корне изменить представление о документальной фотографии. Главная их тема — изнанка Нью-Йорка: бедные кварталы, чумазые дети, дешевые лавки, забастовки рабочих. Снималось все ручной 35-миллиметровой камерой в Гарлеме, Бронксе, Нижнем Ист-Сайде, Кони-Айленде: для социальных или криминальных сюжетов вовсе не надо было выезжать за пределы «Большого яблока».

Фотолига была создана в 1936 году, но у нее была предыстория. В 1930-м коммунистическая «Международная рабочая помощь» со штаб-квартирой в Берлине основала в Нью-Йорке Worker’s Camera League — объединение, которое должно было, документируя жизнь рабочего класса с помощью фотокамеры, бороться за права пролетариев. Спустя четыре года организация разделилась на объединение кинодокументалистов Frontier Films и собственно Фотолигу. Большинство участников последней были эмигрантами первого поколения, в том числе из России, идеалистами, мечтавшими перевернуть мир. Фотолига была не только профессиональным содружеством, но и школой для бедных талантов: мастер-классы, которые здесь вели звезды фотографии Ансель Адамс, Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Рой Страйкер, были бесплатными.

После Второй мировой войны в творчестве участников Фотолиги появляются художественные и лирические сюжеты. Но с началом холодной войны иметь левые взгляды стало опасно, началась «охота на ведьм», и в 1947 году Фотолига была внесена в черный список организаций, относящихся к «фашистским, коммунистическим или ведущим подрывную деятельность». Еще два года спустя участница объединения Анджела Каломирис, сотрудничавшая с ФБР, обвинила своих коллег в поддержке компартии. Начался громкий судебный процесс, приведший к окончательному закрытию организации.

На выставке история Фотолиги показана через снимки ее главных участников. В экспозицию также включен документальный фильм о Льюисе Хайне, одной из самых ярких фигур объединения, — Америка и Льюис Хайн (1984). Он снят Ниной Розенблюм, дочерью Уолтера Розенблюма, классика американской фотографии и тоже участника Фотолиги. Еще один ее фильм, уже обо всей истории организации, под названием Повседневные чудеса. Фотолига: Нью-Йорк, планируется показать в музее второго апреля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+