18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Истоки абстракции опять ищут в наскальной живописи

Целый месяц в 1937 году образцы древнейшего в мире искусства занимали три этажа Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Факсимиле доисторической живописи и рисунков, многие в натуральную величину, были лично отобраны первым директором музея Альфредом Барром во Фробениус-институте во Франкфурте.

История уникальной коллекции (8,6 тыс. единиц), собранной немецким этнологом Лео Фробениусом (1873–1938), стала темой и нынешней выставки Искусство доисторической эпохи в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау.

Фробениусу удалось в своих цветных копиях больших фрагментов наскальной живописи сохранить их ауру, считает куратор берлинской выставки Рихард Куба.

Всего в экспозиции 130 работ на бумаге и холстах. Сгруппированные хронологически, с 1913 года до ­1930-х, они позволяют проследить различные манеры не только доисторических художников, но и их копиистов. С распространением цветной фотографии эти копии утратили научную ценность, но зато «обрели вторую жизнь как исторический документ», по словам куратора.

В 1920–1930-е годы прошло около 40 выставок первобытного искусства в Европе и 30 — в США. Несомненно, их посещали и художники, в том числе Пабло Пикассо и Джексон Поллок. И даже если непосредственное пересечение древнего и современного искусства «трудно доказать, их сходство поразительно», по словам Кубы. Среди образцов наскального искусства на выставке встречаются и загадочные рисунки, которые Фробениус называл «формами». «Мы не знаем, что они изображают, но уж очень они напоминают абстрактное искусство», — считает Куба.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+