18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайны пейзажа

№41
Материал из газеты

Очарование творчества пейзажиста Сэмюэла Палмера заключается в том, что оно плохо поддается объяснению

В1920–1930-е годы художник Грэм Сазерленд сыграл важную роль в возрождении интереса к творчеству живописца Сэмюэла Палмера (1805–1881), назвав его «английским Ван Гогом». Фраза эта подверглась тогда критике. Однако в сравнении голландца, бросившего церковную карьеру ради проповеди альтернативного искусства, с англичанином, всю жизнь искавшим равновесие между искусством и религией, есть рациональное зерно.

Сазерленда прежде всего занимали ранние работы Палмера, созданные между 1826 и 1835 годом. Буйство молодости на холстах этого периода легче всего отнести к позднему романтизму. Тем более что попытки Палмера писать одухотворенные пейзажи в викторианском духе вышли слишком утонченными и слишком изысканными на фоне прерафаэлитов Уильяма Холмана Ханта и Джона Эверетта Миллеса, «шоковыми методами» преобразовавших традиции изображения сельской жизни.

Реакция публики XX века повторила реакцию публики века XIX: важнейшая часть наследия Палмера осталась вообще без внимания и заслуженной оценки. За исключением немногих ранних работ, созданных в период сильного влияния на него Уильяма Блейка, подавляющее большинство произведений художника по-прежнему малоизвестны.

Уильям Вон, куратор двух юбилейных выставок Сэмюэла Палмера в Лондоне и в Нью-Йорке, — именно тот, кто способен провести экскурсию по неоднородному и распыленному наследию живописца: он посвятил углубленному изучению творчества забытого художника большую часть своей жизни.

На протяжении 25 глав книги Samuel Palmer: Shadows on the Wall (Сэмюэл Палмер. Тени на стене) автор попеременно фокусируется то на жизни, то на творчестве художника. Впрочем, богатство фактического материала не приводит к значительным открытиям: книга Вона больше напоминает биографическое описание, чем искусствоведческое исследование.

Несмотря на все заступничество автора, Палмер так и остается непонятным, парадоксальным, обескураживающим. Сами по себе его картины прекрасны, замысловаты и соблазнительны, но их по-прежнему сложно анализировать.

В этом, однако, и заключено их главное очарование. Вон трактует жизнь Палмера излишне прямолинейно, слишком дотошно. Он неуместно старателен в попытках доказать значимость Палмера, хотя именно причудливость и «нарочитая эксцентричность», свойственная художнику с юности, делают его столь привлекательным.

Стоит отметить прекрасную работу дизайнеров: в книге множество иллюстраций, в том числе увеличенных фрагментов полотен.

Эти изображения не только источник удовольствия, но и еще один путь к пониманию творчества Палмера. В этом смысле исследование Вона можно считать красивым введением, но никак не последним словом. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+