18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тайны пейзажа

№41
Материал из газеты

Очарование творчества пейзажиста Сэмюэла Палмера заключается в том, что оно плохо поддается объяснению

В1920–1930-е годы художник Грэм Сазерленд сыграл важную роль в возрождении интереса к творчеству живописца Сэмюэла Палмера (1805–1881), назвав его «английским Ван Гогом». Фраза эта подверглась тогда критике. Однако в сравнении голландца, бросившего церковную карьеру ради проповеди альтернативного искусства, с англичанином, всю жизнь искавшим равновесие между искусством и религией, есть рациональное зерно.

Сазерленда прежде всего занимали ранние работы Палмера, созданные между 1826 и 1835 годом. Буйство молодости на холстах этого периода легче всего отнести к позднему романтизму. Тем более что попытки Палмера писать одухотворенные пейзажи в викторианском духе вышли слишком утонченными и слишком изысканными на фоне прерафаэлитов Уильяма Холмана Ханта и Джона Эверетта Миллеса, «шоковыми методами» преобразовавших традиции изображения сельской жизни.

Реакция публики XX века повторила реакцию публики века XIX: важнейшая часть наследия Палмера осталась вообще без внимания и заслуженной оценки. За исключением немногих ранних работ, созданных в период сильного влияния на него Уильяма Блейка, подавляющее большинство произведений художника по-прежнему малоизвестны.

Уильям Вон, куратор двух юбилейных выставок Сэмюэла Палмера в Лондоне и в Нью-Йорке, — именно тот, кто способен провести экскурсию по неоднородному и распыленному наследию живописца: он посвятил углубленному изучению творчества забытого художника большую часть своей жизни.

На протяжении 25 глав книги Samuel Palmer: Shadows on the Wall (Сэмюэл Палмер. Тени на стене) автор попеременно фокусируется то на жизни, то на творчестве художника. Впрочем, богатство фактического материала не приводит к значительным открытиям: книга Вона больше напоминает биографическое описание, чем искусствоведческое исследование.

Несмотря на все заступничество автора, Палмер так и остается непонятным, парадоксальным, обескураживающим. Сами по себе его картины прекрасны, замысловаты и соблазнительны, но их по-прежнему сложно анализировать.

В этом, однако, и заключено их главное очарование. Вон трактует жизнь Палмера излишне прямолинейно, слишком дотошно. Он неуместно старателен в попытках доказать значимость Палмера, хотя именно причудливость и «нарочитая эксцентричность», свойственная художнику с юности, делают его столь привлекательным.

Стоит отметить прекрасную работу дизайнеров: в книге множество иллюстраций, в том числе увеличенных фрагментов полотен.

Эти изображения не только источник удовольствия, но и еще один путь к пониманию творчества Палмера. В этом смысле исследование Вона можно считать красивым введением, но никак не последним словом. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+