18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Стали известны подробности реконструкции Михайловского дворца

Пресс-конференция директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, прошедшая в петербургском отделении агентства Интерфакс 3 марта, первоначально планировалась как дежурный рассказ о выставочных планах музея в 2016 году — но продлилась полтора часа и по большей части была посвящена планам реконструкции главного здания музейного комплекса, Михайловского дворца. К существующим с 2002 года планам перекрытия его двух внутренних дворов в последнее время привлечено большое внимание, поэтому вторым участником пресс-конференции стал Алексей Васильев — генеральный директор Фонда инвестиционно-строительных проектов, выступившего заказчиком проекта.

Недавно вернувшийся из Вены с открытия выставки «Русские авангарды: от Шагала до Малевича» в Альбертине, директор Русского музея посетовал, что вышедшая на первый план история планируемого строительства и связанного с ним переезда части музейной коллекции обросла огромным количеством недобросовестных публикаций. Между тем решение о начале работ будет принято только в конце марта. «Я не мог поверить, что есть возможность вернуться к финансированию этого проекта в наши не самые лучшие времена», — сказал Владимир Гусев и пообещал провести экскурсию для журналистов, показав те самые злополучные внутренние дворы.

Проект реконструкции Михайловского дворца, которая необходима для нормального существования музея, возник после празднования 100-летия Русского музея в 1999 году и не вызывал ни у кого принципиальных возражений. В случае его реализации добавится 1,5 тыс. кв. м полезной площади, в том числе рекреационное пространство в 600 кв. м с кафе, магазинами и гардеробом, пандус и три лифта обеспечат маломобильным посетителям доступ ко всем разделам экспозиции, появится конференц-зал, увеличиваются размеры реставрационных мастерских. При этом интерьеры и внешний вид останутся в полной сохранности — Владимир Гусев неоднократно повторил, что не будет никакого вторжения в россиевский замысел и изменений во внешнем виде дворца. По его словам, придуманный Михаилом Филипповым в начале 2000-х проект отличался такой тонкой красотой и изяществом, что это вступало в противоречие с нуждами музея и музейщиков. В нынешнем варианте проект становится спокойнее по стилистике и в целом делается более функциональным.

В 2005 году в письме Русского музея в адрес Министерства культуры перечислялись четыре объекта, реставрируемые и реконструируемые на средства МБРР (Всемирного банка): помимо внутренних дворов Михайловского дворца, это зимний сад Мраморного дворца, Георгиевский зал и кордегардии Михайловского (Инженерного) замка. Три упомянутых проекта были осуществлены качественно и в срок. Реставрация помещений в Инженерном замке позволила перевести туда из Михайловского дворца целиком два фонда музея — скульптуры и нумизматики, всего 175 тыс. единиц хранения. Также в Инженерном замке готово место под будущий центр русской графики, который образуется из музейных фондов графики и гравюры. Начало реконструкции главного музейного здания и выделяемые на нее из бюджета средства позволят завершить оборудование помещений и продвинуть реализацию этого интересного и важного музейного проекта.

Теперь музею необходимы две государственные гарантии — полное финансирование переезда, а также содействие в поддержании на время ремонта уровня заработной платы сотрудников. Если работы начнутся в 2017 году, часть Михайловского дворца может быть закрыта на два года, при этом работающим остается примыкающий к нему Корпус Бенуа.

То же подтвердил и выступивший следом Алексей Васильев. Он сообщил, что в конце 2015 года Всемирный банк, несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию, согласился рассмотреть возможность профинансировать проект реконструкции Михайловского дворца, отложенный в 2005 году на неопределенный срок, при условии его реализации за три года. Обращение во Всемирный банк согласовано с российским Министерством финансов, и решение будет принято до конца марта. По условиям МБРР это должен быть тот же проект, что был рассмотрен и одобрен специалистами банка в 2002 году, а переезд фондов из Михайловского дворца обеспечивается из российского бюджета. Владимир Гусев оценил затраты на перемещение фондов в сотни миллионов рублей, добавив, что существуют различные комбинации: «Сейчас все обсуждается. Это же не слоников на комоде переставить!»

Если Всемирный банк не одобрит выделение средств, то проект не будет реализован. Отвечая на вопрос о финансировании, Алексей Васильев сказал: «Средств Всемирного банка осталось не так много — это $2,5 млн. Остальное будет добавлено из бюджета, но мы предполагаем, что стоимость проекта не превысит $30 млн».

Первого марта Главгосэкспертиза России сообщила об утверждении проекта. Как рассказал заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капремонту Владимир Баженов, проект 2002 года практически не изменился: он переработан с учетом новых требований и нормативов по пожарной безопасности. «То, что красиво нарисовал Филиппов, абсолютно не проходило по стандартам, у него было много стекла и дерева», — пояснил он.

Сейчас архитектор Михаил Филиппов не сотрудничает с проектной организацией «Ленполпроект», которая сделала переработку его эскизного проекта 2002 года. Исчезло из него и планировавшееся Филипповым использование для экспозиции чердачных помещений, изменилась форма конференц-зала. Нынешний проект Владимир Баженов определил как неавторский, пояснив: «Все было сделано немного приземленнее». Алексей Васильев решительно заявил: «Нам все равно, кто архитектор. Авторство этого проекта — это „Ленполпроект“». Хотя, по мнению многих, два проекта принципиально отличаются друг от друга.

Перейдя к вопросу о перспективах музея, Владимир Гусев рассказал о развитии филиалов — как виртуальных, так и реальных, как в России, так и за рубежом. Открытый в марте прошлого года филиал в Малаге на сегодняшний день посетило уже более 100 тыс. человек. Политическая ситуация отчасти заставляет музей менять свои географические приоритеты: в этом году направление культурной экспансии — Китай, где готовится большая выставка русского искусства и подыскивается место под китайский филиал музея в Пекине или Шанхае. Не так давно было объявлено о создании в Гаване полноценного представительства Русского музея вслед за виртуальным филиалом, открытым в Национальном музее изящных искусств. По словам Гусева, есть соглашение с Министерством культуры Кубы о передаче Русскому музею семиэтажного здания в центре Гаваны, но документы пока не подписаны, хотя уже существует концепция многофункционального пространства с центром изучения русского языка и реставрационными мастерскими.

Несколько дней назад в новом дизайне открылся сайт Русского музея, и Владимир Гусев заверил, что коллекция музея по примеру таких крупнейших институций, как Метрополитен и Тейт, будет со временем полностью оцифрована и доступна онлайн.

Материалы по теме:
Ашрафа Файада не казнят
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+