18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От пишущей машинки до интернет-чатов, все превращается в искусство

№40
Материал из газеты

Две выставки в одном музее: диалог традиции и новых технологий

Первая выставка, 200 ударов в минуту, посвящена печатной машинке, вторая, Одно внутри другого, — взаимодействию традиционных и новейших жанров искусства. Встреча печатной машинки и Интернета в одном музее — это эссе о том, действительно ли старый друг лучше новых двух. Или о том, почему в эпоху новых технологий художники все равно обращаются к сброшенным с корабля современности жанрам вроде живописи и скульптуры, а печатные машинки по-прежнему обладают для нас особым магнетизмом.

200 ударов в минуту собирали из фондов трех музеев — Литературного, Политехнического и самого ММОМА. Печатные машинки Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Льва Толстого сегодня превратились в самоценные произведения искусства с собственной аурой. Куратор Анна Наринская дополнила этот мемориальный ряд еще и оригинальными произведениями машинописи. И здесь не только «опасные» тексты самиздата: Один день Ивана Денисовича, стихи из диссидентского журнала «Синтаксис» с грифом «изъято при обыске» и Реквием Анны Ахматовой, записанный Натальей Горбаневской. В руках опытного диссидента печатная машинка превратилась в орудие борьбы. Художники-концептуалисты также активно пользовались печатной машинкой, но уже для создания произведений современного искусства, где машинопись приравнивалась к живописи. В работах Олега Васильева, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Дмитрия Александровича Пригова текст играет роль, равноценную изображению.

На выставке же Одно внутри другого в каждой работе обнаруживается наслоение разных технологий, новые и старые медиа отражаются друг в друге. Кураторы Андрей Егоров и Анна Арутюнян выбрали работы молодых художников, среди них — Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков, Мария Агуреева, Ростан Тавасиев, Ян Тамкович, в палитре которых кисти и краски уживаются с мобильным телефоном, компьютером, фотоаппаратом и видеокамерой. Одни художники увековечивают продукты новых технологий в традиционных материалах. Так, картины Кирилла Гаршина написаны с фотографий, найденных в Интернете. Снимки явно для семейного пользования были выловлены в соцсети — на них все признаки «коврового жанра»: люди в халатах на фоне тюля и одеял, среди хрусталя и стенок из ДСП. Другие авторы, напротив, вдыхают в традиционные жанры виртуальную жизнь. Хотя пушистые скульптуры Ростана Тавасиева из проекта Все сложно мало походят на античных героев, они тем не менее являются настоящими скульптурами. Художник завел Таму Пурпурному и Шаровой Молнии собственные аккаунты в Facebook, модернизировав традицию. В борьбе между старыми и новыми технологиями победила дружба: прогресс не мешает нам любоваться печатной машинкой Remington Толстого и одновременно чатиться с Тамом Пурпурным.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+