18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Костры революции на петербургских площадях: чем украшали город Растрелли и Росси к праздникам

№40
Материал из газеты

Музей петербургского авангарда представил эскизы и фотографии оформления Северной столицы в 1918–1930-е годы

Выставка Праздничное оформление города. ­1918–1930-е годы в Музее петербургского авангарда составлена из эскизов, фотографий и открыток из фондов Музея истории Петербурга, частью которого он является. Экспозиция показывает, как художники авангарда выполняли социальный заказ только что победившей революции и как через полтора десятка лет окрепшая советская власть предпочла доверить важную работу группе дилетантов.

Натан Альтман, которому поручили создать эскизы оформления площади Урицкого (Дворцовая), напишет в своих мемуарах: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего города. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

Контраст составили панно рабочего в синей блузе, держащего плакат «Кто был ничем, тот станет всем», помещенный над главным входом в Зимний дворец. Огромные полотнища «Земля — трудящимся» и «Заводы — трудящимся» Альтман поместил на восточное и западное крылья Главного штаба. Трибуна для вождей находилась в центре площади, она окружала Александровскую колонну. Дизайн трибуны создавал образ огромного костра революции с рвущимся вверх пламенем.

В 1918 году между площадью Урицкого и Невским проспектом пролегала аллея молодых деревьев. Голые ветки противоречили революционному настрою — и Альтман надевает на кроны «кубы», обернутые зеленой тканью. На выставке представлены альтмановские эскизы праздничного оформления площади Урицкого к первой годовщине Октября. Аналогичную работу к первомайским праздникам 1931–1932 годов поручили объединению самодеятельных авторов ИЗОРАМ (ИЗО рабочей молодежи), которым руководил ныне забытый художник Моисей Бродский.

Эскизы ИЗОРАМа не сохранились, на выставке показаны фотографии, сделанные на площади Урицкого в праздничные дни. Историки искусства называют «изорамовцев» советскими пуристами, спорят о влиянии на них фовистов и народного искусства. В любом случае оформление площади утратило праздничность. Плакат над головой огромного рабочего, стоящего у штурвала социализма, гласит: «Либо смерть, либо догнать и перегнать». Выставку удачно дополняют малоизвестные эскизы праздничного оформления невских мостов и Марсова поля, созданные к пятой годовщине Октября дуэтом художников Варвары Раевской и Николая Рутковского. Они верили, что море огней может создать праздничное настроение в холодном и голодном Петрограде.

Музей петербургского авангарда расположен в вос­созданном деревянном доме Михаила Матюшина, поэтому показан и эскиз декоративной установки Новый быт — старый быт, созданный им вместе с учениками к 1 мая 1931 года. Стенд с историей работницы, которая освободилась от кухонного рабства и религиозных предрассудков, был установлен на Международном (Московском) проспекте.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+