18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Костры революции на петербургских площадях: чем украшали город Растрелли и Росси к праздникам

№40
Материал из газеты

Музей петербургского авангарда представил эскизы и фотографии оформления Северной столицы в 1918–1930-е годы

Выставка Праздничное оформление города. ­1918–1930-е годы в Музее петербургского авангарда составлена из эскизов, фотографий и открыток из фондов Музея истории Петербурга, частью которого он является. Экспозиция показывает, как художники авангарда выполняли социальный заказ только что победившей революции и как через полтора десятка лет окрепшая советская власть предпочла доверить важную работу группе дилетантов.

Натан Альтман, которому поручили создать эскизы оформления площади Урицкого (Дворцовая), напишет в своих мемуарах: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего города. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

Контраст составили панно рабочего в синей блузе, держащего плакат «Кто был ничем, тот станет всем», помещенный над главным входом в Зимний дворец. Огромные полотнища «Земля — трудящимся» и «Заводы — трудящимся» Альтман поместил на восточное и западное крылья Главного штаба. Трибуна для вождей находилась в центре площади, она окружала Александровскую колонну. Дизайн трибуны создавал образ огромного костра революции с рвущимся вверх пламенем.

В 1918 году между площадью Урицкого и Невским проспектом пролегала аллея молодых деревьев. Голые ветки противоречили революционному настрою — и Альтман надевает на кроны «кубы», обернутые зеленой тканью. На выставке представлены альтмановские эскизы праздничного оформления площади Урицкого к первой годовщине Октября. Аналогичную работу к первомайским праздникам 1931–1932 годов поручили объединению самодеятельных авторов ИЗОРАМ (ИЗО рабочей молодежи), которым руководил ныне забытый художник Моисей Бродский.

Эскизы ИЗОРАМа не сохранились, на выставке показаны фотографии, сделанные на площади Урицкого в праздничные дни. Историки искусства называют «изорамовцев» советскими пуристами, спорят о влиянии на них фовистов и народного искусства. В любом случае оформление площади утратило праздничность. Плакат над головой огромного рабочего, стоящего у штурвала социализма, гласит: «Либо смерть, либо догнать и перегнать». Выставку удачно дополняют малоизвестные эскизы праздничного оформления невских мостов и Марсова поля, созданные к пятой годовщине Октября дуэтом художников Варвары Раевской и Николая Рутковского. Они верили, что море огней может создать праздничное настроение в холодном и голодном Петрограде.

Музей петербургского авангарда расположен в вос­созданном деревянном доме Михаила Матюшина, поэтому показан и эскиз декоративной установки Новый быт — старый быт, созданный им вместе с учениками к 1 мая 1931 года. Стенд с историей работницы, которая освободилась от кухонного рабства и религиозных предрассудков, был установлен на Международном (Московском) проспекте.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+