18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Любимый художник советских вождей, полководцев и балерин

Очень правильно, что именно Исторический музей представляет выставку Александр Герасимов. К 135-летию художника. Не только потому, что это прекрасная возможность для Исторического музея активнее показывать свои богатые фонды изобразительного искусства и в полной мере использовать гигантские залы Выставочного комплекса исторического музея (Музей Отечественной войны 1812 года).

Творчество Александра Герасимова (1881–1963), художника некогда всенародно известного и даже хрестоматийного, сегодня невозможно рассматривать исключительно в контексте развития искусства, в отрыве от исторических реалий времени, в которое он жил. Когда идет речь о соцреализме, то Герасимова можно считать одним из главных его символов. Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР, во власти которого были, без преувеличения, судьбы художников (и творческие, и человеческие). Для того чтобы занять такое исключительное положение в иерархии советского искусства, потребовалось совпадение творческой индивидуальности, особенностей характера и вкусов руководителей государства.

Выставка в Историческом музее вполне масштабна — около 90 полотен из государственных музеев и частных коллекций (одним из ее кураторов стал Леонид Шишкин, галерея которого более четверти века работает с произведениями соцреализма) — и дает возможность увидеть путь художника, учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина и ставшего создателем официальных портретов Сталина.

Известной всем иконографией вождей кураторы выставки ограничиваться не стали, хотя в залах есть портреты Ленина, Сталина и Ворошилова — друга и покровителя Герасимова. Герои его произведений (многие выставляются впервые) — художники и балерины, военачальники и архитекторы, зарубежные политики и советские светские красавицы; на его картинах — Париж, Индия, Китай. Добавьте к этому экспрессию мазка и монументальность полотен — и вот новая советская элита получила зеркало, отражение в котором ей очень нравилось. Эти люди, добившиеся успеха, хотели видеть свою жизнь именно такой — залитой солнечным светом, с пышными букетами цветов и ликующими народными массами в дворцовых интерьерах, украшенных кумачом.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+