18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пьеро ди Козимо, любимец американцев

В 1920-е годы английский художественный критик и живописец Роджер Фрай писал о «невероятно мрачном индивидуализме» и «причудливой фантазии» Пьеро ди Козимо (1462–1522). В 1932 году, когда художественный музей «Уодсворт Атенеум» приобрел картину, в то время известную как «Гилас и нимфы» (сейчас она носит название «Обнаружение Вулкана на Лемносе»), его директор Чик Остин (Артур Эверетт) упомянул о «здоровой наивности» художника. В начале XX века Пьеро ди Козимо называли предтечей сюрреализма, а исключительный стиль его творчества и самой жизни подчеркивал уже Джорджо Вазари, владевший картиной «Венера, Марс и Купидон», сегодня хранящейся в Берлине, но главной работой мастера считавший все-таки «Персея и Андромеду» из нынешней коллекции галереи Уффици во Флоренции.

Современник Боттичелли и Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо успешно занимался алтарной живописью, писал портреты и картины на мифологические сюжеты, а также создавал на заказ временное убранство по различным поводам. При этом, как отмечал Вазари, он обладал способностью менять свой стиль от произведения к произведению, и, поскольку возрождение интереса к искусству XV века началось лишь с наступлением XIX столетия, составить не вызывающий сомнений корпус работ этого художника оказалось проблематично. Определение хронологии их создания также представлялось затруднительным из-за ограниченного числа дошедших до нас документов.

Пионерами в деле установления авторства Пьеро ди Козимо были английские и немецкие коллекционеры и арт-дилеры. А первую работу живописца, попавшую в США, приобрел живший в 1850-х годах во Флоренции американский коллекционер Джеймс Джексон Джарвз. Это была «Мадонна с Младенцем и святыми Викентием Феррером и Иеронимом», сейчас находящаяся в Художественной галерее Йельского университета. В то время она ошибочно приписывалась кисти другого художника, как и многие произведения Пьеро ди Козимо, оказавшиеся в американских собраниях.

В феврале — марте минувшего года эти работы, значительная часть которых по-прежнему хранится в североамериканских коллекциях, представили в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Экспозиция была расширена за счет произведений из музеев Италии, впервые Вашингтон и Флоренция организовали совместную выставку, которую летом — осенью прошлого года показали в Уффици, дополнив рисунками Пьеро. Посетители обеих выставок получили уникальную возможность увидеть такое большое количество собранных вместе произведений этого удивительного художника. К вашингтонской выставке и был выпущен каталог Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence («Пьеро ди Козимо: Поэзия живописи в ренессансной Флоренции») под редакцией куратора Национальной художественной галереи Гретхен Хиршауэр и Денниса Джеронимуса, чья монография, посвященная живописцу, вышла в 2006 году.

В выставку, о которой рассказывает книга, вошло 38 картин, многие из которых обычно сложно увидеть. Благодаря сотрудничеству с Уффици организаторам удалось получить экспонаты и из других итальянских собраний, а каталог пополнился сведениями о провенансе работ, отсутствовавшими в монографии Джеронимуса. И хотя важнейшие произведения Пьеро ди Козимо из художественных коллекций Лондона, Оксфорда, Берлина и Дрездена (а также, например, самое известное — «Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры» из Шантийи) не были представлены ни в Вашингтоне, ни во Флоренции, о них говорится во вводных статьях книги.

Серена Падовани рассказывает о Пьеро как портретисте; Дункан Балл представил новую интерпретацию соотношения панелей диптиха с портретами архитектора Джулиано да Сангалло и его отца, привезенными из амстердамского Рейксмузеума. В выставку также были включены такие важные алтарные композиции из американских музеев, как Алтарь Пульезе из Художественного музея Сент-Луиса, «Встреча Марии и Елизаветы со святыми Николаем и Антонием Великим» из Национальной художественной галереи (обе происходят из британских коллекций) и алтарная картина, привезенная из флорентийской Оспедале дельи Инноченти, тоже созданная по заказу семьи Пульезе.

Сразу два автора, Элисон Лачс и Деннис Джеронимус, обращают внимание на влияние, которое оказал на натуралистический стиль Алтаря Портинари Пьеро ди Козимо ведущий нидерландский художник Хуго ван дер Гус, приехавший во Флоренцию в 1483 году. Джеронимус также пишет о связи трактата «О природе вещей» Лукреция с выделяющимся на фоне современников примитивизмом Пьеро, очевидным в его наиболее выдающихся работах — шпалерах (горизонтальных картинах с изображением, как правило, мифических животных), создававшихся для жилых интерьеров во дворцах знаменитых флорентийских семейств: Строцци, Веспуччи и Пульезе.

Элизабет Уолмсли в статье, посвященной живописной технике, доказывает, что влияние на мастера нидерландской масляной живописи ограничивается добавлением лессировки к традиционной штриховке темперой. А из работ Гретхен Хиршауэр и Вирджинии Бриллиант можно узнать интереснейшие факты, связанные с восприятием творчества Пьеро ди Козимо искусствоведами ХХ века, и об удивительных путях, которые привели его произведения в Америку.

Piero di Cosimo: the Poetry of Painting in Renaissance Florence / Gretchen Hirschauer and Dennis Geronimus, eds. The National Gallery of Art, Washington, DC, in association with Lund Humphries. 240 с. £45, $75. На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+